Образование
Историко-филологический факультет Красноярского государственного педагогического института (1976 г.)
Факультет культурно-просветительской работы Ленинградской высшей профсоюзной школы культуры (1983 г.)
Тема кандидатской диссертации
Коррекция негативной психической напряженности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского дома (1996 г.)
Тема докторской диссертации
Интегративное управление формированием среды образования в школе (2008 г.)
Курсы текущего учебного года
Член диссертационного совета Д 212.154.12 по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям:19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки); 19.00.13 – психология развития, акмеология (психологические науки);
Психология;
Психология управления;
Психология воспитательных практик.
Публикации
Статьи в рецензируемых изданиях (ВАК)
- Ярулов А.А. Организация педагогической деятельности по руководству классом/группой// Народное образование. 2022. № 4. С. 193-198.
- Ярулов А.А. Научно-практическая организация педагогического труда//Школьные технологии. -2022. №2. С.11-18
- Ярулов А.А., Смысловые ориентиры управления/А.А. Ярулов // «Народное образование» 2019. № 4. с. 154-159.
- Ярулов А.А., Технология построения системы психолого-педагогической диагностики в управлении общеобразовательной организацией/А.А. Ярулов // «Школьные технологии»2019. №4. с .117-127.
- Ярулов А.А., Интегративное управление средой развития личности/А.А. Ярулов// «Развитие личности»2018. №3. с. 67-80.
- Ярулов А.А., Технология формирования организационной культуры образовательной организации/А.А. Ярулов// «Школьные технологии»2018. №4. с .18-33.
- Ярулов А.А., Экологически ориентированное воспитание личности /А.А. Ярулов// «Развитие личности»2017. №2. с. 199-210.
- Ярулов А.А., Психолого-педагогическое содействие процессам развития личности в школьной среде на основе базовых ориентиров на концепцию В.С. Мухиной “Феноменология бытия и развития личности”/А.А. Ярулов// «Развитие личности»2015. №1. с. 66-76.
- Ярулов А.А., Развитие личности в условиях образовательной среды школы”/А.А. Ярулов// «Педагогическое образование и наука»2014. №4. с.20-23.
- Ярулов А.А., Культурно-нормативный подход к организации педагогической деятельности /А.А. Ярулов// «Школьные технологии»2013. №6. с .31-41.
- Ярулов А.А., Технология включения семьи в образовательную деятельность/А.А. Ярулов// «Народное образование» 2013. № 6. с. 139-155.
- Ярулов А.А., Школьная среда: как преодолеть фактор депривации/А.А. Ярулов// «Народное образование» 2011. № 4. с. 257-261.
- Ярулов А.А., Интегративная модель системы управления образованием /А.А. Ярулов// «Народное образование» 2009. № 9. с. 86-89.
- Ярулов А.А., Психолого-педагогический словарь от А до Я /А.А. Ярулов// «Школьные технологии» 2003. №5. с .220-234, №6 с. 223.
- Ярулов А.А., Формирование культуры социальной компетентности школьников /А.А. Ярулов// «Школьные технологии»2005. №2. с .97-123.
- Ярулов А.А., Организация выполнения индивидуально-ориентированных учебных планов /А.А. Ярулов// «Школьные технологии»2004. №3. с .86-108
- Ярулов А.А., Индивидуально-ориентированный план /А.А. Ярулов// «Школьные технологии»2004. №6. с .135-154.
- Ярулов А.А., Познавательная компетентность школьников /А.А. Ярулов// «Школьные технологии»2004. №2. с .43-84.
- Ярулов А.А., Интегративное управление /А.А. Ярулов// «Школьные технологии»2004. №4. с .114-128.
- Ярулов А.А., Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений гимназистов /А.А. Ярулов// «Школьные технологии»2004. №2. с .144-158.
- Ярулов А.А., Критериально-ориентированная диагностика в школе /А.А. Ярулов// «Школьные технологии»2004. №3. с .156-164.
- Ярулов А.А., Чтобы не учиться на ошибках /А.А. Ярулов// «Народное образование» 2004. № 2. с. 130–135.
- Ярулов А.А., Детский дом готовит к жизни /А.А. Ярулов// «Народное образование» 1992. № 2. с. 7-11.
Другие публикации (РИНЦ)
- Ярулов А.А. Управленческие ориентиры формирования воспитывающего пространства образовательной организации// XV Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские чтения», г. Москва, 21-25 января 2023 г.: сб. статей. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Изд-во НШУОС, МАНПО, «5 за знания», 2023. – 776 с. , С. 89-97 ISBN 978-5-98923-938-2
- Ярулов, А.А. Реализация идей педагогики сотрудничества в профессиональной деятельности преподавателя вуза//сб. Современное образование: векторы развития. Социально- гуманитарное знание и общество : материалы VII конференции с международным участием, посвященной 150-летию МПГУ, г. Москва, МПГУ, 21–22 апреля 2022 г. / под общ. ред. М. М. Му- сарского, Е. А. Омельченко, А. А. Шевцовой. [Электронное издание сетевого распространения]. – Москва : МПГУ, 2022. – 668 с. : ил., с.411-416.ISBN 978-5-4263-1191-6. С568
- Ярулов А.А., Программирование воспитывающей среды образовательной организации. XIV Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения», г. Москва, 22-25 января 2022 г.: сб. статей. В 2 ч. Ч. 1. – Москва: Изд-во НШУОС, МАНПО, «5 за знания», 2022. – 872 с. С.167 -173.
- Ярулов А.А., Субъектно-развивающие основания интегративного управления средой развития личности. XIII Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 23 января – 1 февраля 2021 г.: сб. статей. В 2 ч. Ч. 1. – М.: МАНПО, 5 за знания, 2021. – 754 с. С.101-107
- Ярулов А.А. Субъектно-развивающие основания интегративного управления средой развития личности / XIII Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогиче-ские чтения научной школы Управления образовательными системами», 23 января – 1 февра-ля 2021 г.: сб. статей. В 2 ч. Ч. 1. – М.: МАНПО, 5 за знания, 2021. – С. 101-107. SPIN-код: 9214-2487; ORCID: 0000-0002-7884-1008
- Ярулов А.А. Принцип культуросообразности в управлении образовательными системами// Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: сб. науч. тр. / XII Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 25 января 2020 г. В 2 ч. Ч. 1. – М.: МАНПО, 5 за знания, 2020. – 768 с., С. 756-759. ISBN: 978-5-98923-898-9
- Ярулов А.А, Смысловые ориентиры проектирования интегративного управления в сфере образования. В сборнике: Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения. Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2019. С. 124-129.
- Ярулов А.А. Формирование интегративного стиля опережающего управления образовательной организацией// Научная школа Т.И. Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем: Сборник статей X Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» (25 января 2018 г.)/ Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. В 2 ч. Ч. 2. – М.: 5 за знания; МПГУ, 2018. – 499 с. с 157-158.
- Ярулов А.А., К постановке проблемы самоуправления профессионально-личностным развитием педагогических кадров. В сборнике: Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего. Сборник статей Девятых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами. В 2-х частях. Ответственные редакторы С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. 2017. С. 232-237.
- Ярулов А.А., Акмеологическая подготовка управленческих кадров социальной сферы в магистратуре педагогического вуза. В сборнике: Современное образование: векторы развития. Роль социогуманитарного знания в формировании духовно-нравственной культуры выпускника педагогического вуза. Материалы международной научной конференции. 2017. С. 244-248.
- Писарева О.Е., Ярулов А.А., Формирование экологически
ориентированного образовательного пространства в современной образовательной организации. /О.Е.Писарева, А.А. Ярулов// «Образовательные технологии»2017. №3. с .44-157.
- Ярулов А.А., Интегративный подход в управлении деятельностью образовательной организации. /А.А. Ярулов// «Социальная педагогика». 2013. № 5. с. 17-26.
- Ярулов А.А., К постановке проблемы управления процессами развития личности в условиях школьной среды/А.А. Ярулов// Научное наследие Т. И.Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современного образования: Сборник статей Третьих Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы управления образованием (25 января 2011г): в 2т. Т.2.-М.2011.- 448 с. С.3-7.
- Ярулов А.А., К построению модели критериально-ориентированного мониторинга качества управления образовательными системами//Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и перспективные решения: Сборник статей Вторых педагогических чтений научной школы управления образованием (25 января 2010 г.). – М., 2010. – 408 с. С. 395– 397.
- Ярулов А.А.,К построению системы оценивания эффективности управления экспериментальной и инновационной деятельностью/А.А. Ярулов// «Управление образованием» 2010. № 1. с. 41–53.
- Ярулов А.А. Педагогическая система управления процессами формирования
воспитывающего пространства общеобразовательной организации/А.А. Ярулов // «Управление образованием». 2017. №5 с.3- 15.
- Ярулов А.А. Ориентирующие основы организации управленческой деятельности
в образовательной сфере/А.А. Ярулов // «Управление образованием», 2017. №5 с.25- 33.
- Ярулов А.А. Психолого-педагогические аспекты управления образовательной организацией/А.А. Ярулов // «Управление образованием» №6.2017 г. с.54-62.
Монографии, учебные пособия
-
Ярулов А.А. Психология управления образовательными системами: учебное пособие. — М.: Народное образование, 2022. — 288 с. ISBN 978-5-87953-633-1
- Ярулов А.А. Особенности осуществления управленческой деятельности в образовательной сфере // коллективная монография “Теоретические и прикладные проблемы науки о человеке и обществе” / [Азиззода У. А. и др.]. – Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2022. – 494 с.: ил. – Коллектив авторов. С.5-28 ISBN 978-5-00174-518-1
- Ярулов, А.А. Смысловые позиции интегративного управления общеобразовательной организацией: монография – М.: ИД «Народное образование», 2019 г. 271 с.ISBN 978-5-87953-508-2
- Ярулов А.А. Интегративное управление средой образования в школе – М.: ИД «Народное образование», 2008. – 368 с. ISBN 978-5-87953-222-7
- Ярулов А.А. Взаимодействующее управление как ключевой ресурс успешной реализации ФГОС – М.: УЦ «Перспектива», 2014. – 223 с. ISBN 978-5-98594-486-0
- Ярулов А.А. Глава 5. Смыслы педагогической интеграции как цели управления развитием образовательных организаций в коллективной монографии «Педагогика и профессиональное образование» под ред. Л.Н. Антоновой, Г.Б. Корнетова, А.И. Салова – М., 2015 – С. 61–71.
Повышение квалификации
1. ФГБ ОУ ВО Московский педагогический государственный университет по теме: "Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего", 72 часа, удостоверение о повышении квалификации, № 772417645717, рег. номер 02576-ПК-2022.
2.ФГБ ОУ ВО Московский педагогический государственный университет по теме: "Дистанционное сопровождение образовательного процесса в учреждении высшего образования с использованием LMS Moodle", 72 часа, удостоверение о повышении квалификации, № 772412284519, рег. номер 03466-ПК-2020, 29.09.2020 г.
3. ФГБ ОУ ВО Московский педагогический государственный университет по теме: "Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса", 36 часов, удостоверение о повышении квалификации, №772412286400, регистрационный номер 00420-ПК-2021, 02.12.2020 г.
4.ФГБ ОУ ВО Московский педагогический государственный университет по теме: «Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования», 36 часов, удостоверение о повышении квалификации за № 772409148024, регистрационный № 04445-ПК-2019 от 28.11.2019.
5. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования» по теме: «Управление результатами и эффективностью деятельности образовательной организации», 72 часов, удостоверение о повышении квалификации за № 180001394240, регистрационный № 4340 от 21.08.2017.
6. Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский институт открытого образования» (ГАОУ ВПО МИОО) по теме: «Управление реализацией ООП ООО при переходе на ФГОС ООО», 144 часов, удостоверение о повышении квалификации, регистрационный № 14РУК91-8/27от 22.04.2015.
7. ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет по теме: «Современные психолого-педагогические технологии в высшей школе», 72 час., удостоверение о повышении квалификации, регистрационный № 578-11от 23.06.2011.
Достижения и поощрения
"Почетная грамота ученого совета МПГУ" (2022 г.)
Почетная грамота Министерства образования РФ (1995 г.)
Нагрудный знак «Отличник народного просвещения» (1994 г.)