Ульяновский государственный педагогический институт им. И.Н. Ульянова (1964) факультет дошкольного воспитания; аспирантура на кафедре дошкольной педагогики МПГУ (1973)
Специальность: педагогика, психология и методика дошкольного образования;
Квалификация: преподаватель педагогики, психологии средних школ, педучилищ и методист дошкольного воспитания
Дошкольная лингводидактика.
Автор более 250 публикаций, в том числе:
– 4 монографий:
– Обогащение мотивов речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста в
процессе обучения: монография. – М.:«Прометей», 2004. (в соавторстве);
–Научно-методические основы развития речи и использования художественного слова в
детском саду в трудах Е.А. Флериной: монография. – М.: «Прометей», 2005. (в
соавторстве);
– Преемственность в формировании словаря детей в детском саду и начальной школе:
монография. – М.: «Прометей», 2011. (в соавторстве);
– Овладение эмоционально-оценочной лексикой старшими дошкольниками: монография. М.: «Прометей», 2016. (в соавторстве).
– Комплекта учебных программ и учебных пособий для высшего и среднего профессионального образования (в том числе: с грифом Министерства образования РФ – и УМО, в том числе:
– Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для вузов и колледжей.- М.: Академия,1997,1998,2000. Гриф МОиН РФ – (в соавторстве);
– Речевое развитие дошкольников: учебное пособие для вузов и колледжей. – М.: Академия,1997,1998. Гриф МОиН РФ. (в соавторстве);
– Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное
пособие для вузов и колледжей. – М.: Академия, 1999, 2000. Гриф МОиН РФ;
– Теория и методика развития речи детей: учебное пособие. – М.: Академия, 2006, 2007, 2009. Гриф МОиН РФ; 2019 – (в соавторстве). -– Гриф УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров по направлению «Педагогическое образование».
– Учебника для вузов:
– «Теория и методика развития речи детей: учебник для студентов высшего образования/В.И.Яшина, М.М. Алексеева; под общей ред. В.И. Яшиной – 2013, 2014, 2016, 2017, 2018: 8-еизд, испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2018, 448 с. – Гриф УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров по направлению «Педагогическое образование».
– Научных и научно-методических статей по проблемам развития языковых способностей детей и подготовки специалистов к работе по развитию речи детей в изданиях, включенных в перечень ВАК, в системы
«Scopus»,, «Web of Sciеnsе» , в том числе, в последние годы:
– Педагогическое наследие М.М. Кониной // Теоретический и научно-методический журнал «Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения» -2014. -№1- С.57-63;
– Е.А. Флерина – основатель научной школы МПГУ в области дошкольного образования //«Педагогическое образование и наука – 2015.- №3, С.60-64;
– Формирование профессиональных компетенций у студентов в области литературного образования/ Общероссийский журнал о мире образования «Преподаватель XXI век».-2015.-№1, часть 1- (в соавторстве)- С. 156-170;
– Дошкольная лингводидактика в системе педагогического образования.// Научно-методический журнал «Педагогическое образование и наука», 2016, № 4.- С. 101-105;
– Взаимосвязь языкового и когнитивного аспектов в развитии речи дошкольников// Научно-методический журнал «Педагогическое образование и наука»,2016, № 5 –С. 40—43 -в соавторстве с О.С. Ушаковой);
– HristoKyuchukov, Oksana S. Ushakova, YashinaValentina – Bilingual and multicultural education in Russian kindergartens Acquisition of slavic languages. Hristokyuchukov, editor. – munich: lincom,2015.-с.133-145 InterculturalEduction.- 2015 – июнь. (Scopus);
-Особенности освоения дошкольниками выразительных средств родного языка / Ackuisition of Slavic Languages/ “Yearbook of Psycholinguistics”- Мюнхен, LINCOM GmbH, 2015.- c.133-145;
– KyuchukovHristo, Ushakova Oksana, Yashina Valentina -Изучение когнитивного аспекта в развитии речи дошкольников /Психолингвистика. – Переяслав- Хмельницкий, Украина.- 2016. Вып. 20, – С. 146-151;
– Воспитание ценностного отношения к родному языку у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема.//Теоретический и научно-методический журнал «Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения». – 2017.- №5 .
– Фразеологични обрати в речта на детето от подготвителната група на детската градина//PEDAGOGIKA-PEDAGOGY. – 2017. – № 3. – С 295-306 (Web of Science)
– Kyuchukov Hristo, Ushakova Oksana, YashinaValentina.
Socio-Cultural Aspects of Language Acquisition Through Conversation. (Социо-культурные аспекты овладения языком посредством общения). /Psycholinguistics, Series: Psychology- вып. 23 /2018: с.189-201. ( Web of Sciеnsе).
– Семантический аспект овладения языком в дошкольном детстве./Абстракти ХIII Мiжнародноi науково-практичноi конференции «Психолiнгвистика в сучасномусвiтi -2018» . – на англ. Яз «Психолінгвістика. Психолингвистика. Psycholinguistics» Вып. 24 / 2018 – ноябрь 2018, -С.41-44- (в соавторстве с Ушаковой О.С.) . ( Web of Sciеnsе).
– Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в области развития языковой способности детей. / «Педагогическое образование и наука» – 2018,№ 5
– Формирование языковой личности в дошкольном детстве//Acquisition of Russian as L1 ang L2/-LINCOM GmbН Нansjakobstr/ Muenchen, 2019.-С.21.36
- 2020 год: Дистанционное сопровождение образовательного процесса в вузе с использованием LMS Moodle. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва
- 2019 год: «Обеспечение качества образования обучающихся лис с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования».- ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», 15.03.2019-19.04.2019.
- 2019 год: «Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса».- ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», 23.11.2019-19.12.2019
- 2016 год: «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности педагога в условиях реализации Федеральных Государственных образовательных стандартов» в объеме 72 часов в соответствии с программой, утвержденной институтом развития образовательных технологий.
- 2014-2015 год: Курсы подготовки преподавателей к апробации проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного образования» (факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ);
- 2009 год: "Разработка и использование мультимедийных продуктов преподавателем педагогического вуза" (МПГУ - 72 часа)
- создание (1988 г.) и развитие кафедры теории и методики дошкольного образования МПГУ;
- теоретическое обоснование ряда современных подходов к методической подготовкеспециалистов, бакалавров и магистров для системы дошкольного образования;
- автор содержания и технологии подготовки студентов факультетов дошкольного воспитания, педагогических колледжей в области теории и методики развития речи детей.
Впервые в нашей стране создан комплект современных учебных пособий для педагогических вузов по теории и методике развития речи детей, в который вошли: учебник и учебные пособия к лекционному курсу, семинарским, практическим (на базе дошкольных организаций) и лабораторным занятиям, выполнению выпускных квалификационных работ обучающихся, фонд оценочных средств по дисциплине
(рекомендованы МОиН РФ, УМО по пед. образованию).
Учебник "Теория и методика развития речи детей" выдержал 8 изданий (2013-2019 г.г.);
- подготовка кандидатов наук в области теории и методики дошкольного образования;
- лауреат конкурсов научных и научно-методических работ МПГУ;
- совместные исследования по проблемам развития языковой способности детей
дошкольного возраста с «Институтом изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования»;
- организатор ряда научных конференций по проблемам дошкольной лингводидактики и подготовки педагогов дошкольного образования на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ;
- участие в организации и проведении ежегодных международных научно-
практических конференций по актуальным проблемам образования и воспитания языковой культуры совместно с «Институтом изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования»; МАНПО, МГОУ;
- серия научно-практических конференций и семинаров на базе СП №215 школы № 324 «Жар-птица» с участием педагогов школы и студентов магистратуры факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ; - участник IV и V съездов дошкольных работников РФ/
- Член Ученого совета МПГУ, факультета дошкольной педагогики и психологии.
- Теория и методика речевого развития детей.
- Дошкольная лингводидактика (магистратура).
- Актуальные проблемы теории и методики развития речи детей.
- Теория и технология развития речи детей.
- Преемственность в работе по развитию речи дошкольников и младших школьников
(магистратура).
- Психолого-педагогическая диагностика в дошкольном образовании.
Педагогика, психология и методика дошкольного образования Квалификация: Преподаватель педагогики, психологии средних школ, педучилищ и методист дошкольного воспитания.
- Участие в подготовке профессионального стандарта высшего педагогического образования РФ (факультеты дошкольной педагогики и психологии);
- Проект «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) - (в составе авторского коллектива). МО РФ. – 2003;
-Приоритетный национальный проект «Образование» - Поддержка вузов, внедряющих инновационные образовательные программы.-2007-08 г.г.;
- «Разработка учебного плана и программ для аспирантов по специальностям, реализуемым в МПГУ. Педагогические науки -13.00.01, 13.00.02,13,00.08) » (2008) - куратор проекта по факультету дошкольной педагогики и психологии, автор и редактор двух программ;
- «Обеспечение нового качества базовых психолого-педагогических и методических компетенций для обеспечения равных стартовых возможностей детей к обучению в школе («предшкольное образование»);
- Проект «Формирование актуальных профессиональных компетенции педагогов» (Подготовка педагогов к обеспечению равных стартовых возможностей детей к обучению в школе «предшкольное образование»). -МПГУ. – (2008);
- «Российско-нидерландский образовательный проект по созданию методик предшкольного образования и подготовке педагогов к их реализации» - выполнялся в соответствии с мероприятиями Министерства образования и науки Российской Федерации «Обеспечение реализации образовательных инициатив в рамках совместного Рабочего плана российско-нидерландского сотрудничества в сфере образования на 2005-2008 гг.»;
- Участие в выполнении государственного заказа на создание проекта модернизации педагогического образования (133.034 «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в прикладном бакалавриате (воспитатель детского сада) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций». ( 2015 );
- Проект Московского департамента образования: «Разработка и реализация образовательных программ для педагогических работников дошкольного образования («Подготовка детей к школьному обучению в группах кратковременного пребывания», «Воспитание ценностного отношения к русскому языку у детей дошкольного возраста в образовательных организациях и семье»)- (2016).
- Участие в подготовке конкурсной документации по проектам «Проблема готовности дошкольников к усвоению математики и русского языка в начальной школе в условиях современного образования» (проф. Яшина В.И., РГНФ – 2016 г., «Разработка и апробация программ повышения квалификации для дошкольных образовательных организаций по вопросам словарно-орфографической работы с детьми старшего дошкольного возраста, накопления и закрепления словарного запаса дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды», (в рамках мероприятия «Развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации, а также по вопросам использования русского языка как - государственного языка Российской Федерации» - июнь 2017 г.;
- участие в подготовке конкурсной документации по проекту « Международная научная конференция по проблемам дошкольного образования (2019г.).
Общий стаж работы – 52 года
Стаж работы по специальности – 51 год