Направления научно-исследовательской работы кафедры культурологии до 2022 года включительно:
-
Формирование мировоззрения и нравственности молодого поколения: культурные практики и педагогические технологии (фундаментальное исследование), руководитель д.социол.н., доцент И.Б. Пржиленская;
-
Социокультурная трансформация российского общества в условиях цифровизации: традиции и инновации в культурно-образовательном пространстве, руководитель доктор культурологии, доцент И.А. Купцова;
-
Воспитание в культурологическом ракурсе как ценностная составляющая духовно-нравственной культуры: история и современность религиозной культуры и светской этики в России, руководитель к.ф.н., доцент А.В. Гвоздев.
С 2023 г. в связи с научно-практическими потребностями подготовки выпускников и в соответствии с Программой фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 – 2030 годы) (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 3684-р); тематика исследований: 5.7.2.4. Формирование научных представлений о воспитании в культурологическом и аксиологическом ракурсе как ценностной составляющей духовно-нравственной культуры России), была актуализирована тематика научных исследований, и научные направления кафедры были обобщены в новую тему:
-
Культура современного российского общества: теоретические подходы, социокультурные практики и педагогические технологии (фундаментальное исследование), руководитель д.социол.н., доцент И.Б. Пржиленская.
За 2020-2022 гг. преподавателями кафедры опубликовано 176 работ, из них 5 учебных пособий, 16 монографий, 26 статей в журналах, входящих в перечень ВАК, индексируемых в РИНЦ, Scopus, Web of Science.
Регулярное научное мероприятие кафедры культурологии: Международная научно-практическая конференция «Культурология в теориях и практиках».
Научно-исследовательские проекты и гранты
Преподаватели кафедры принимают участие в работе над исследовательскими проектами по грантам как в МПГУ, так и в сторонних организациях.
-
Грант РФФИ на Международный научный проект «Культурно-философские основания китайско-российского сотрудничества». Проект № 19-511-93-002 (2019 г. – 2021 г.). Кузнецова Т.Ф. – участник проекта от ФГБОУ ВО «МПГУ».
-
Грант РФФИ на научный проект «Вперед к прошлому: архаика и архаизационные тенденции в современном российском обществе (междисциплинарный анализ». Проект № 19-011-00943 А (2019 г. – 2021 г.). Шемякина Е.М. – участник проекта от ФГБОУ ВО «МПГУ2.
-
Грант Русского географического общества, 2021-2022 гг. «Всероссийский молодежный слет для активистов Молодежных клубов Русского географического общества «Россия – единство в многообразии» в Республике Башкортостан». Самойлова Н.Б. – научный руководитель, методист.
-
Грант Департамента образования города Москвы «Университетские субботы», 2021 год, ФГБОУ ВО МПГУ. Самойлова Н.Б. – проведение мастер-классов в рамках проекта.
-
Историко-просветительский проект «Национальные символы чести и славы», 2021 г. Самойлова Н.Б. – методист.
-
Грант Департамента образования города Москвы в номинации «Воспитательная и социокультурная работа с обучающимися, развитие органов ученического и студенческого самоуправления». «Школа культуры, ремесла и науки МПГУ (ШКРИН МПГУ)». ФГБОУ ВО «МПГУ», 2020 г. Самойлова Н.Б. – руководитель.
-
Грант Правительства Москвы из бюджета г. Москвы по проекту «Программа «Технологии формирования лидерства» для членов управленческой команды (команда менеджмента) образовательных организаций города Москвы», 2022-2023 г. Пржиленская И.Б., Шевцова А.А. – исполнители.
Участие преподавателей кафедры в работе диссертационных советов:
-
Пржиленская И.Б.
-
-
Диссертационный совет Д 24.1.244.02 (ФНИСЦ РАН) по направлениям:
-
5.4.6. – Социология культуры (социологические науки)
-
5.5.2. – Политические институты, процессы и технологии (политические науки)
-
-
-
-
-
Диссертационный совет Д 212.154.19 (МПГУ) по специальностям:
-
22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки);
-
22.00.08 – социология управления (социологические науки).
-
-
-
Купцова И.А.
-
-
Диссертационный совет Д. 212.154.15 (МПГУ) по направлениям:
-
10.01.01 – русская литература (филологические науки);
-
10.01.02 – литература народов Российской Федерации (литература народов Поволжья) (филологические науки);
-
10.01.10 – журналистика
-
Член Диссертационного Совета МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет иностранных языков и регионоведения 24.00.01 – Теория и история культуры (культурология)
-
-
Подготовка кадров высшей квалификации: Научная специальность в аспирантуре 5.10.1 Теория и история культуры, искусства.
От анализа истории к пониманию современной роли культуры: итоги научной конференции
24 апреля 2025 г. в рамках научно-практической конференции с международным участием «Социально-гуманитарные исследования: векторы развития науки и образования» состоялось заседание секции кафедры культурологии «Культура как значимый ресурс развития общества: история и современность».
Заседание секции открыла заведующая кафедрой культурологии Пржиленская И.Б., которая в своём вступительном слове отметила, что в настоящее время стало популярным рассматривать отдельные проявления культуры в качестве ресурса поступательного развития всех сфер общества. Реализуемая многие годы в рамках социально-гуманитарного знания формула «каково общество, такова и культура» сегодня представлено формулой «какова культура, таково и общество». При этом важно учитывать, что с одной стороны культура может способствовать развитию общества, а с другой, затруднять это развитие. Поэтому перед исследователями остро встает вопрос о понимании того, как культура действительно “работает” сегодня.
Секция проходила в смешенном формате, в ее работе приняли участие 27 участников из Москвы, Московской области, Орла, Ставрополя, Санкт-Петербурга, а также из Китая, Беларуси, Индонезии.
Наиболее интересными с точки зрения ответа на вопросы о принципиальной разнице между тем, что называется ресурсами для культуры и культурой как ресурсом; для кого или для чего культура может стать ресурсом; кому мы можем предложить партнерские отношения, исходя из имеющегося у нас культурного продукта или объекта культуры; как перевести знания о культуре в прикладные, как сделать их ресурсом; как интеграция образования и культуры позволяет повысить качество и разнообразие образовательного процесса в условиях ресурсной ограниченности были доклады:
Технологические инновации и просветительский ресурс национального центра «Россия». Гвоздев Андрей Васильевич, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии ИСГО МПГУ; Социальные аспекты музыкальных молодежных культур в России. Иванов Сергей Викторович, кандидат культурологии, директор АНО ДПО «Центр художественного творчества “Ноосфера”»; Тоюшева Оксана Владимировна, специалист по социальной работе учреждений социальной защиты, организатор и ведущий проекта «Хип-Хоп Соц Ликбез»; Тоюшева Николь Патриковна, студентка ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», организатор и ведущий проекта «Хип-Хоп Соц Ликбез»; Формирование визуального образа сказочных героев художниками-иллюстраторами русских сказок. Кривко Ирина Александровна, МАУК ЦДК «Строитель» (Пушкинский городской округ Московской области), руководитель студии семейная творческая мастерская «Ларец»; Ан Эльвина Станиславовна, студентка 1 курса ИСГО МПГУ, направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании»; Опыт международного сотрудничества в деле воспитания детей и молодежи в духе дружбы, патриотизма и добрососедства. Максимова Людмила Николаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии ИСГО МПГУ; Подготовка визуального и методического контента международного проекта «Россия и Беларусь: полет души сердца» (апрель, 2025 г.). Максимова Людмила Николаевна, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии Института социально-гуманитарного образования; Белова Анна Судефовна, Присяжнюк Ульяна Владимировна, Ваетова Яна Сергеевна, Ларионова Анна Автандиловна, студенты 1 курса кафедры культурологии ИСГО МПГУ, направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании»; Цифровая культура и ранняя профессионализация: влияние современных технологий на формирование профессиональных компетенций. Митницкая Екатерина Васильевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии Института социально-гуманитарного образования МПГУ; Трофимова Полина Владиславна, студентка 4 курса бакалавриата кафедры культурологии ИСГО МПГУ, направление подготовки Педагогическое образование, направленность «Обществознание и Основы религиозных культур и светской этики»; Особенности региональной культурной политики в контексте укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Павлухин Артем Игоревич, ассистент кафедры культурологии ИСГО МПГУ.
Интересные выступления подготовили аспиранты кафедры культурологии МПГУ и из других вузов города Москвы:
Женская повседневность периода «оттепели»: к историографии вопроса. Карапетян Валерия Михайловна, аспирант кафедры культурологии ИСГО МПГУ; Региональные особенности формообразования в органической архитектуре. Кустов Вадим Игоревич, аспирант МФПУ «Синергия»; Романтические и ориенталистские образы в европейской культуре: межкультурные диалоги и особенности прочтения. Лю Хаосюань, аспирант кафедры культурологии ИСГО МПГУ; Эко-культурный театр: продвижение экологического мира и культурной устойчивости в Бангладеш и России. Султана Сармин, аспирант кафедры культурологии ИСГО МПГУ; Формирование межкультурной компетенции у студентов-музыкантов через ансамблевое исполнительство. Син Шиюй, аспирант МПГУ; Тенденции в архитектурных решениях советских музеев во второй половине ХХ века: взаимосвязь формы и содержания. Трокоз Виктория Олеговна, Московская академия предпринимательства, старший преподаватель, аспирант кафедры культурологии ИСГО МПГУ.
Также следует отметить наиболее яркие выступления студентов бакалавриата и магистратуры, доклады которых впервые были включены в программу конференции:
Специфика культурно-образовательных проектов в системе профориентации старшеклассников. Зиновьева Полина Максимовна, студентка 2 курса ИСГО МПГУ, направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании»; Современные вызовы сохранения культурного наследия Северной Осетии в условиях глобализации. Тепликов Дмитрий Владиславович, студент 4 курса Института истории и политики МПГУ, направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, направленность «История и Обществознание»; Проблема отражения русской культуры в современной музыке. Филимонова Альвина Денисовна, студентка 4 курса Института истории и политики МПГУ, направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, направленность «История и Обществознание»; Культура как инструмент экономического развития общества. Минчик Валерия Алексеевна, студентка 4 курса Института истории и политики МПГУ, направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, направленность «История и Обществознание»; Разработка квеста и методических материалов для учреждений культуры и образования ко Дню Единения России и Беларуси в рамках международного проекта «Россия и Беларусь: полёт души и сердца». Ларионова Анна Автандиловна, студент 1 курса ИСГО МПГУ, направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании»; помощник мирового судьи, Департамент по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы; Аксенова Юлия Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ г. Москвы «Школа № 171».
Выступления докладчиков вызвали горячую оживлённую дискуссию участников секции. При подведении итогов работы секции было отмечено, что намеченная цель – показать содержание культурных ресурсов и определить их значение для развития общества была достигнута. Все доклады представляли культурологический взгляд на особенности, условия, результаты и дальнейшие перспективы влияния ресурсного потенциала культуры на такие социальные институты, как образование, наука, искусство. Всё это позволит углубить представление о культуре как о ведущем факторе развития современного общества.
Активное участие в работе секции приняли преподаватели кафедры: Шемякина Е.М., Гвоздев А.В., Митницкая Е.В., Куанова И.Б., Павлухин А.И., Максимова Л.Н.
5 марта 2025 года в рамках IX Международной межвузовской студенческой научной конференции «СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ» состоялось заседание секции кафедры культурологии «ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА В ГОДЫ ВЕЛИКИХ ИСПЫТАНИЙ».
На пленарном заседании выступила студентка 2 курса направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (Обществознание и дополнительное образование (культурно-досуговая деятельность)) Анастасия Владимировна Корпусова с докладом «Сохранение культурного наследия времён Великой Отечественной войны как фактор укрепления национального самосознания». Анастасия отметила, что Великая Отечественная война является фундаментальной основой современной российской культуры, выполняя роль своеобразной объединяющей силы для всех граждан страны. Её исследование показало, что практически каждая российская семья так или иначе затронута событиями тех лет, и это создаёт особую эмоциональную связь между поколениями. Доклад Анастасии Корпусовой подчеркнул важность сохранения памяти о Великой Отечественной войне как ключевого элемента в формировании национальной идентичности и культурного единства российского народа.
Открывая работу секции, модератор Шемякина Елена Михайловна отметила, что культура в нашей стране в годы великих испытаний всегда была важнейшим идейным и духовным инструментом решения задач моральной поддержки народа и преодоления последствий негативного воздействия внешних и внутренних вызовов. Так, несмотря на огромные потери, советская культура в годы Великой Отечественной войны развивалась в духе своего времени, а культурная деятельность была направлена на мобилизацию сил, защиту Родины, создание символов борьбы и будущей Победы. Культура фактически стала таким же важным оружием, как новейшие образцы военной техники, а работники культуры, которые не встали в ряды защитников Родины на фронте, подчинили свою жизнь, труд и мысли идее «Всё для фронта! Всё для Победы!». Это один из аспектов Победы, но важно говорить и о том, что называется духом нации, системе ценностей, которые представляют основу российского цивилизационного кода. Именно эти ценности всегда были востребованы в годы великих испытаний.
С докладами, отражающими предметное поле секции, выступили:
Войлокова Маргарита Евгеньевна, 44.03.05 Педагогическое образование, «Обществознание и Основы религиозных культур и светской этики», 4 курс, ИСГО МПГУ. Тема доклада: «Влияние событий Великой Отечественной войны на формирование нового образа женщины»;
Дугин Егор Игоревич, Специализированное высшее образование, «Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании», 1 курс, ИСГО МПГУ. Тема доклада: «Опыт использования проектно-исследовательского метода в патриотическом воспитании обучающихся (5-9 классы)»;
Ежелева Анастасия Евгеньевна, Осипов Дмитрий Евгеньевич, Институт общественных наук Оренбургского государственного университета, 3 курс. Тема доклада: «Свобода и ответственность во времена великой трагедии»;
Зиннатова Милена Раушановна, направление подготовки «Философия», 3 курс, Оренбургский государственный университет. Тема доклада: «О надежде в творчестве Франкла»;
Кривко Ирина Александровна, Ан Эльвина Станиславовна, Специализированное высшее образование «Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании», 1 курс, ИСГО МПГУ. Тема доклада: «Из пепла сделал мир живой. О деятельности Семена Степановича Гейченко по восстановлению Пушкиногорья»;
Ляшова Софья Викторовна, 44.03.05 Педагогическое образование, «Обществознание и Дополнительное образование (культурно-досуговая деятельность)», 2 курс, ИСГО МПГУ. Тема доклада: «Культурные явления во время Великой Отечественной войны: их значение на фронте и в тылу»;
Панулина Кристина Вячеславовна, 44.03.05 Педагогическое образование, «История и воспитательная работа», 3 курс, ИСГО МПГУ. Тема доклада: «Игры и надежды: мир детства в военный период»;
Присяжнюк Ульяна Владимировна, Специализированное высшее образование, «Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании», 1 курс, ИСГО МПГУ. Тема доклада: «Патриотическое воспитание школьников: потенциал библиотечной̆ среды»;
Рудюк Варвара Владиславовна, Надралиева Рената Муратовна, Институт общественных наук Оренбургского государственного университета, 3 курс. Тема доклада: «Героизм как философская категория через призму романа А.А. Фадеева «Молодая гвардия»»;
Трофимова Полина Владиславна, 44.03.05 Педагогическое образование, «Обществознание и Основы религиозных культур и светской этики», 4 курс, ИСГО МПГУ. Тема доклада: «Эффективность использования визуальных материалов о Великой Отечественной войне на уроках истории и обществознания».
Особый интерес у слушателей вызвали доклады: Войлоковой Маргариты Евгеньевны, показавшей особенности формирования нового образа женщины под влиянием событий Великой Отечественной войны, ставшей тяжелым испытанием женственности; Трофимовой Полины Владиславны, обосновавшей эффективность использования визуальных материалов о Великой Отечественной войне не только на уроках истории, но и на уроках обществознания с целью изучения общества как целостной многофункциональной системы; Панулиной Кристины Вячеславовны, в докладе которой актуализируется вопрос о влиянии военных событий на детей и детство как социокультурный феномен; Присяжнюк Ульяны Владимировны, проанализировавшей возможности библиотеки как центра сохранения культуры, особенности работы по патриотическому воспитанию школьников.
Стоит отметить активное участие в работе секции и высокий уровень докладов присутствовавших очно участников из Оренбургского государственного университета – студентов Института общественных наук, обучающихся по направлению «Философия», Ежелевой Анастасии, Осипова Дмитрия, Рудюк Варвары, Надралиевой Ренаты, Зиннатовой Милены. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Преподаватели кафедры культурологии на XVI Международном семинаре «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество»
С 5 по 6 декабря 2024 года прошёл XVI Международный семинар «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество», организованный кафедрой ЮНЕСКО факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО. Семинар был посвящён 70-летию вхождения России (СССР) в ЮНЕСКО и собрал участников из Москвы, других регионов РФ и зарубежных стран для обмена инновационным опытом и практическими наработками в области межкультурного образования. Особое внимание уделялось вопросам обеспечения равного доступа к образовательным услугам и повышения их качества в системе дошкольного, школьного и дополнительного образования, а также образования на протяжении всей жизни. Кроме того, важным аспектом стало обеспечение доступности образования для всех граждан с учетом сохранения их культурных особенностей.
Преподаватели кафедры культурологии приняли активное участие в семинаре, представив свои исследования и разработки.
Екатерина Васильевна Митницкая, доцент кафедры культурологии, кандидат исторических наук, выступила с докладом «Миграционные связи: испанцы в России и россияне в Испании» в рамках экспертной сессии №1 «Образование для межкультурного диалога: международный опыт». В своём докладе Екатерина Васильевна подчеркнула, что в России и Испании наблюдается значительное количество иммигрантов, что актуализирует проблемы их интеграции для обеспечения стабильности и безопасности общества. Иммигрантское население в обеих странах характеризуется большим этническим и религиозным разнообразием и требует особого подхода к интеграции. Важным механизмом адаптации мигрантов становятся центры изучения языка и культуры. Исследование миграционных связей между Испанией и Россией позволяет выявить перспективы дальнейшего развития этих процессов и определить возможности для улучшения интеграционной политики.
Ольга Олеговна Козарезова, доцент кафедры культурологии, кандидат философских наук, представила доклад на тему «Реализация аксиологического компонента в преподавании курса „История религий России“» в рамках экспертной сессии №2 «Ценностный компонент в современном образовании: практики регионов России и зарубежных стран» (в рамках мероприятий Года семьи в РФ). Ольга Олеговна подчеркнула значимость духовной безопасности как основной задачи, отражающей моральный дух нации и ее способность решать исторические задачи. Религия (православие, ислам, буддизм) является неотъемлемой частью культурного наследия России и важным фактором ее развития, формирования культурно-нравственных ориентиров. Современное общество сталкивается с вызовами, угрожающими традиционным ценностям России, но несмотря на это, страна продолжает сохранять свои религиозные и культурно-нравственные ориентиры. Важную роль в этом процессе играют православная церковь и другие традиционные религии, поддерживая духовную связь между поколениями и укрепляя общественную мораль.
Участие преподавателей кафедры культурологии в семинаре «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» позволило не только представить результаты их научных исследований, но и внести вклад в развитие межкультурного образования и укрепление духовной безопасности общества.
IV научно-практическая конференция: Культурология в фокусе
20–21 ноября 2024 года кафедра культурологии Института социально-гуманитарного образования МПГУ провела IV научно-практическую конференцию c международным участием «Культурология в теориях и практиках».
20 ноября на открытии конференции заведующая кафедрой культурологии, доктор социологических наук Пржиленская Ирина Борисовна, отметив, что проблематика конференции отражает научную и педагогическую деятельность кафедры, учитывает междисциплинарный и интегративный характер культурологического знания, отвечает трендам развития социальной и культурной жизни общества. Отличительной чертой ежегодной конференции «Культурология в теориях и практиках» является активное участие не только ученых культурологов, искусствоведов, историков, педагогов, философов, а также практиков от культуры, которые каждый день в своей деятельности показывают продуктивность культурологического подхода при организации деятельности учреждений культуры, досуга и образования.
Открыли работу конференции выступления специалистов, поднявших ряд актуальных проблем теории и практики культурологического познания социальной и культурной реальности: Суминовой Татьяны Николаевны, д.ф.н., профессора кафедры социально-культурной деятельности и директора издательского центра Московского государственного института культуры, «Культура в контексте челленджей современности»; Лыгоревой Натальи Михайловны, заведующей отделом научно-экспозиционной и выставочной деятельности ГАУК “Государственный музей-заповедник С.А. Есенина” (г. Рязань), «Роль музейных просветительских практик в формировании социокультурной среды региона (на примере Государственного музея-заповедника С.А. Есенина)»; Олесиной Елены Петровны, к.пед.н., главного аналитика Центра совершенствования методик преподавания дисциплин ФГБУ «Российская академия образования», «Культурологический контекст формирования образа учителя в российском кино»; Ганьшиной Галины Васильевны, к.пед.н., доцента департамента социально-культурной деятельности и сценических искусств Института культуры и искусств ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», «Исследование базовых национальных ценностей современной молодежи».
Конференция продолжилась работой в секциях.
На заседании секции «Современные социокультурные практики в контексте культурологического знания» (модератор д.социол.н., заведующая кафедрой культурологии ИСГО Пржиленская Ирина Борисовна) обсудили современные подходы к вопросам теории культуры, ведущие направления в развитии культурологической составляющей в отечественном образовании и актуализации культурологического подхода в современной социально-культурной практике. Особенно следует отметить выступления к.ф.н., доцента кафедры культурологии ИСГО МПГУ Козарезовой О.О. с докладом «Актуальность знаниевого подхода в преподавании гуманитарных дисциплин (на примере методики Русской Классической школы)», посвященным культурологическому анализу содержания учебно-методического обеспечения дисциплин гуманитарного профиля в современных школах; к.социол.н., доцента департамента информатизации образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Сельченок А.К. с докладом «Потенциал цифровизации образования в сфере креативных индустрий», рассматривающим особенности разработки образовательного контента в сфере креативных индустрий на основе использования искусственного интеллекта; директора МУК «Воскресенская централизованная библиотечная система» Барышниковой Е.С. с докладом «Место встречи Воскресенск»: культура как основа сообщества», представившей культурный проект, значимый для укрепления социальных связей в современном городском пространстве; к.ф.н., доцента кафедры культурологии ИСГО МПГУ Гвоздева А.В. с докладом «Инновационное творчество и открытость культуры в условиях необходимости сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей», в котором он проанализировал подходы к решению проблем духовно-нравственного развития молодежи; аспирантки кафедры культурологии ИСГО Куановой Инессы с докладом «Концепция мифа К. Леви-Стросса в современной культурной парадигме».
Секция «Прикладное знание о культуре как основа социокультурного развития современного общества» (модератор к. культурологии, доцент кафедры культурологии ИСГО МПГУ Васильева Жанна Викторовна) была посвящена актуальным формам и методам прикладных культурологических исследований, обмену инновационным опытом в области культурных практик, а также проблемам сохранения, трансляции и развития культурного наследия. Особый интерес у слушателей вызвали доклады к.ист.н., доцента кафедры культурологии ИСГО МПГУ Митницкой Е.В. «Культурное наследие русской провинции: от прошлого к настоящему», в котором автор раскрыла культурный потенциал г. Арзамаса Нижегородской области; к.филол.н., доцента кафедры медиаобразования ИЖКиМ МПГУ Бучкиной Е.А. «Культура семейного чтения в цифровую эпоху», рассказавшей о культуре семейного чтения в цифровую эпоху, подчеркнув, что семейный круг, любовь к книгам, формирование домашних библиотек, совместное проведение досуга за чтением как дома, так и в библиотеках являются наиболее адекватными стратегиями приучения ребенка к чтению; к.культурологии, директор АНО ДПО «Центр художественного творчества “Ноосфера”» Иванов С.В., специалист по социальной работе учреждений социальной защиты, организатор и ведущий проекта «Хип-Хоп Соц Ликбез», Тоюшева О.В., студентка ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», организатор и ведущий проекта «Хип-Хоп Соц Ликбез» Тоюшева Н.П. «Проектная деятельность в контексте практик хип-хоп культуры» обратили внимание на проектную деятельность в сфере образования на основе институционализации элементов молодёжной субкультуры; Кривко И.А., руководитель коллектива Семейная творческая мастерская «Ларец» МАУК г.о. Пушкинский М.о. «Центральный Дом культуры «Строитель» в докладе «Забавы русской старины». Возрождение старинных русских игр и забав в учреждениях дополнительного и общего образования для детей младшего возраста и подростков» охарактеризовала возможности использования русских народных художественных промыслов и игрушек в учреждениях дополнительного образования детей младшего школьного возраста и подростков; аспирантка кафедры культурологии ИСГО Трокоз В.О. в докладе «Роль проектировщика в формировании внутреннего облика художественного музея в послевоенном СССР» проанализировала различия между музейной институцией в советское время и в современный период и показала, что современный музей является «третьим местом» для горожанина, пространством не только интеллектуального диалога с экспозицией, но проведения досуга.
21 ноября работа конференции «Культурология в теориях и практиках» продолжилась заседанием секции «Научный поиск молодых исследователей-культурологов как отражение динамики современного культурно-образовательного пространства» (модераторы к. культурологии, доцент кафедры культурологии ИСГО МПГУ Васильева Жанна Викторовна; к.ф.н., доцент кафедры культурологии ИСГО МПГУ Шемякина Елена Михайловна), которая объединила молодых исследователей, делающих первые шаги в науках о культуре. На заседании секции выступили аспиранты кафедры культурологии, в том числе из Китая, Бангладеш, Узбекистана, Казахстана; аспиранты, магистранты и студенты бакалавриата МПГУ и других российских вузов.
В конференции приняли участие более 60 исследователей, представивших различные научные школы, подходы, стратегии культурологического исследования. Заседания конференции проходили в смешанном формате.
Специфика реализации просветительского проекта «Основы российской государственности» в Музее современной истории России
30 сентября 2024 г. доцент кафедры культурологии ИСГО Васильева Жанна Викторовна приняла участие в работе научно-практического семинара «Практики реализации курса «Основы российской государственности»: цикл музейно-образовательных семинаров», проходившего на базе Государственного академического института гуманитарных наук.
В центре обсуждения находились вопросы практической реализации курса «Основы российской государственности» с использованием экспозиции Государственного центрального музея современной истории России.
Перед собравшимися выступил заместитель заведующего отделом научно-просветительской работы музея – Фролов Александр Александрович, который подвел первые итоги проведения занятий со студентами московских вузов на базе музейной экспозиции. Было отмечено, что работа со студентами проходит в формате «музейного семинара». Последний складывается из беседы на экспозиции с выполнением специальных заданий и общения с группой в аудитории, где проходит итоговая рефлексия, подводятся итоги и проводится исторический диктант. Такой формат дает возможность не только транслировать информацию с опорой на музейные предметы, но и подискутировать, обсудить полученные знания, получить ответы на сложные вопросы.
Проблематика музейно-образовательных семинаров разнообразна и соответствует графику реализации курса «Основы российской государственности» в учебных аудиториях вузов. Студенты имеют уникальную возможность дополнить свои знания по курсу в стенах музея, благодаря наличию более чем 900 экспонатов, как подлинных, так и представленных в мультимедийных программах. Музей располагает 34 интерактивными мультимедийными точками, анимацией, видеоинфографикой, тематическими интерактивными киосками, которые позволяют сформировать и расширить представления об изучаемой историко-культурной эпохе в жизни страны или определенном историческом событии.
Построение экспозиции, как подчеркнул А.А. Фролов, направлено на раскрытие причин возникновения, выявление сути и закономерности кульминационных событий современной отечественной истории. Кроме того, большое внимание уделено социально-экономическому и культурному развитию РФ в ее географическом разнообразии и региональной специфике. Все это создает условия для реализации обсуждения с обучающимися в стенах музея всех модулей курса «Основы российской государственности» от «Что такое Россия» до «Вызовы будущего и развитие страны». Таким образом, предлагаемые обучающимся музейно-образовательные программы разработаны на основе соответствующих разделов УМК ОРГ.
Текст подготовлен доцентом кафедры культурологии
Васильевой Жанной Викторовной
Настоящее и будущее российской семьи – мнения студентов-культурологов
5 марта 2024 г. состоялось секционное заседание кафедры культурологии «Семья в контексте российской культуры: теории и практики» в рамках проведения VIII Межвузовской студенческой научно-практической конференции «Семья в фокусе социально-гуманитарных исследований: взгляд молодых ученых».
Проблемы, обсуждаемые студентами и преподавателями, вызвали неподдельный как научный, так и практический интерес. Дискуссии по поднимаемым вопросам позволили определить актуальные направления будущих исследований в области анализа семьи как социокультурного феномена.
В оффлайн и онлайн форматах заседания секции приняло участие более 30 студентов бакалавриата и магистратуры. В активном обсуждении выступлений участвовали заведующая кафедрой культурологии И.Б. Пржиленская, доценты кафедры Ж.В. Васильева, Е.М. Шемякина, Е.Ф. Теплова.
Начало обсуждению положило выступление доцента Ж.В. Васильевой, посвященное экскурсу в историю семьи, начиная с неолитической революции эпохи первобытности и вплоть до наших дней. В процессе беседы со студентами были поставлены животрепещущие вопросы, связанные с развитием семейно-брачных отношений от традиционной формы к эгалитарной, с трансформацией традиционного взгляда на роль мужчины и женщины в современной российской семье.
Более углубленно этот аспект функционирования семьи был проанализирован в докладе магистрантки 1 курса кафедры Оробинской А., посвященном трансформации гендерных ролей в современной российской семье. Автор подчеркнула, что современная семья представляет собой сочетание различных гендерных ролей, выполняемых супругами, исповедующих эгалитарные ценности в сочетании с традиционными представлениями о патриархальном разделении ролей. Докладчик пришла к выводу, что пока в российской семье нет гендерного равенства, так как женщины ответственны за два вида деятельности – работу и дом.
Большой интерес вызвали доклады студенток магистратуры (44.03.05 Педагогическое образование, Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании) Зиновьевой П., посвященный анализу преимуществ и недостатков династического профессионального становления и Басихиной Д., обратившейся к теме тесного взаимодействия школы и семьи в сфере образования детей. Был поднят актуальный вопрос – как привлечь отцов семейств к большей вовлеченности в процесс воспитания и образования детей.
С особой теплотой было встречено выступление студентки бакалавриата 1 курса Корпусовой А. (44.03.05 Педагогическое образование, Обществознание и Дополнительное образование (культурно-досуговая деятельность)), затронувшей тему взаимодействия семейных традиций и фэшн-индустрии. Она рассказала о свадебном платье своей бабушки, передающемся в семье от невесты к невесте, которое было сшито по моде 1976 г. Из модного предмета, по прошествии времени, платье превратилось в символ любви и верности.
В ходе дискуссии стало очевидным, что тема семьи, семейных ценностей и будущего этого социокультурного феномена более чем актуальна, и живое обсуждение этой проблематики показало важность обращения к ней. Результатом заседания секции «Семья в контексте российской культуры: теории и практики» стало лучшее понимание непреходящей ценности семьи, которое нашло отражение в желании слушателей иметь и сохранять семью, путем признания важной роли как женщины, так и мужчины в ее становлении, существовании и функционировании.
Текст подготовлен доцентом кафедры культурологии
Ж.В. Васильевой
Круглый стол по модулю «Основы российской государственности»: обмен опытом и лучшие практики
14 декабря 2023 года состоялся очередной круглый стол, организованный Опорно-методическим и информационным центром модуля «Основы российской государственности» при ГАУГН. Мероприятие было посвящено практике реализации данного модуля в образовательных организациях.
В круглом столе приняли участие Вера Ивановна Баранова – первый заместитель директора Института социально-гуманитарного образования, доктор исторических наук, профессор кафедры культурологии, и Екатерина Васильевна Митницкая – доцент кафедры культурологии. Они обсудили вопросы проведения промежуточной и итоговой аттестации по курсу «Основы российской государственности».
Митницкая Екатерина Васильевна выступила с докладом «Итоговая и промежуточная аттестация к курсу ОРГ в Московском Педагогическом Государственном Университете».
Помимо представителей ГАУГН, в мероприятии приняли участие преподаватели из других вузов, таких как РЭУ имени Г.В. Плеханова, МГПУ и МГЮА им О.Е. КУТАФИНА. Они поделились своим опытом и рассказали о применении различных форм аттестации в ходе реализации модуля «Основы российской государственности».
Мероприятие позволило участникам познакомиться с лучшими практиками образования и обменяться опытом преподавания данного курса. Такие встречи способствуют совершенствованию методик обучения и повышению качества образования в целом.
В поисках лучших практик: конференция по модулю “Основы российской государственности” и его влияние на социогуманитарное образование
В начале ноября (15 ноября 2023 г.) состоялась научно-практическая конференция, посвященная реализации модуля “Основы российской государственности” актуальные практик в контексте развития социогуманитарного образования в ГАУГН. Преподаватели кафедры культурологии Баранова Вера Ивановна и Митницкая Екатерина Васильевна посетили данную конференцию.
Мероприятие собрало ведущих специалистов и практиков из различных областей, интересующихся проблемами формирования гражданственности и социальной ответственности в рамках образовательной системы.
В мероприятии приняли участие Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова, научный руководитель проекта «ДНК России», проректор РАНХиГС Андрей Полосин, а также сотрудники опорно-методических центров по внедрению модуля ОРГ и преподаватели ОРГ из различных вузов.
На пленарном заседании участники конференции обсудили интерактивные методы преподавания, практики использования видеороликов Российского общества «Знание», а также вопросы актуализации программ социогуманитарных дисциплин на основе опыта реализации курса «Основы российской государственности».
Секционные заседания прошли в формате круглых столов и были посвящены таким темам как:
- Аудиовизуальный контент и его использование в преподавании ОРГ;
- Подходы к формированию перечня ключевых текстов по курсу ОРГ;
- Музеи в преподавании ОРГ: ограничения и возможности;
- Методы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по ОРГ;
- Пути модернизации преподавания менеджмента как дисциплины в связи с введением ценностного вектора в преподавании социогуманитарных дисциплин
Одной из основных целей конференции была оценка актуальности и эффективности внедрения модуля “Основы российской государственности” в структуру социогуманитарного образования. Участники мероприятия обменялись опытом и представили свои наработки в области проведения семинаров, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Одной из ключевых тем дискуссий на конференции стала необходимость формирования патриотических ценностей среди молодежи и как модуль “Основы российской государственности” способствует этому процессу. Многие участники выразили убеждение, что представление о роли и значимости государства в жизни граждан должно стать основой воспитания ответственных и активных граждан России.
Другим важным аспектом, обсуждаемым на конференции, стала актуальность включения в модуль “Основы российской государственности” современных проблем и вызовов, с которыми сталкивается российское общество. Это позволит студентам осознать неразрывную связь между историческими и современными процессами, а также подготовить их к активному участию в развитии страны.
Одной из наиболее интересных практик, представленных на конференции, стало использование интерактивных методик в обучении, направленных на развитие критического мышления и аналитических навыков у студентов. Участники делились опытом применения таких методов, как дебаты, ролевые игры, проектные работы и др., которые способствуют глубокому пониманию материала и активному взаимодействию участников образовательного процесса.
Представляем электронный сборник научных статей студентов МПГУ «Социально-гуманитарное знание – школа и общество»
В сборник вошли доклады, сделанные на пленарных и секционных заседаниях, круглых столах VII межвузовской студенческой научно-практической конференции «Социально-гуманитарное знание – школа и общество», проведенной в Институте социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета 20 марта 2023 года. Издание адресовано специалистам-исследователям, студентам и аспирантам.
Материалы сборника отражают представленные для научного обсуждения результаты авторских исследований студентов: много статей посвящено разным областям социогуманитарного знания как средства подготовки педагога к профессиональной деятельности, как фактора развития предпринимательства в молодежной среде, правовому образованию в современной школе, а также общим трендам и вызовам общества знаний. Отрадно, что авторами публикаций, прошедших отбор и рецензирование, стали не только уже опытные студенты – исследователи, но и первокурсники, делающие свои первые шаги в науке.
В сборник вошло более 50 докладов участников конференции, общая редакция осуществлялась Д.А. Ростиславлевым, М.М. Мусарским, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой, С. А. Гороховым. Материалы сборника адресованы специалистам-исследователям, студентам и аспирантам, ISBN 978-5-4263-1270-8.
Ссылка на текст сборника: https://mpgu.su/wp-content/uploads/2023/08/Научный-сборник-Студенческая-конференция_ИСГО-2023.pdf