17 июня 2016 года в 15.00 в Корпусе гуманитарных факультетов Московского педагогического государственного университета пройдет II Фестиваль студенческих работ «Педагог-событие».
На фестивале студенты факультета начального образования покажут лучшие свои постановки.
В программе фестиваля:
- Показ избранных постановочных работ студентов 1 и 2 курса факультета начального образования (ФНО);
- Фильм «Путевые заметки» о работе студентов 2 курса ФНО специализации по курсу «Педагогическое мышление в сценической постановке»;
- Обсуждение итогов курсов.
Одна из основных проблем современной школы – директивность передачи знаний. В подготовке ребенка к многообразию жизни, его превращают либо в компьютер, либо в энциклопедию. Невозможно вбить в голову никакой предмет, но можно научить учиться, – создать ситуацию движения к знанию как к открытию. Это возможно только тогда, когда сам педагог имеет вкус и слух к такого рода действию, чувствует – происходит ли что-то, меняется ли ситуация или происходит имитация действия, урока. Для того, чтобы научиться различать подлинное и формальное в педагогическом образовании необходима практика, которая культивирует способность восприятия.
Очень важно, чтобы педагог мог чувствовать себя автором и создателем среды, автором педагогических событий, чтобы в процессе обучения были свои собственные открытия. И сцена, в этом смысле, дает уникальные возможности. В создании постановки-События, студент сам создает рамки ситуации, законы существования, он становится Автором, начинает чувствовать и владеть ситуацией.
Задача педагога – уметь входить в непосредственный контакт, быть в присутствии, организовывать совместное с учениками действие, иначе говоря, создавать Событие встречи со знанием и его открытием.
В 2014 г. руководство МПГУ пригласило Антонину Ростовскую и коллектив ведущих курса для создания Лаборатории сценических практик на кафедре психологической антропологии Института детства. В рамках кафедры был открыт авторский учебный курс А.Е. Ростовской «Педагогическое мышление в сценической постановке», основанный на практике органичного действия. Под органичным действием понимается такой тип действия, где мысль-чувство-действие совмещены в их мгновенности и непредсказуемости. Содержательно эти разработки опирались на исследования, которые велись и ведутся в рамках «ТОТ» Театральной Лаборатории Метода с 1992 г. под руководством А.Е.Ростовской.
Курс направлен на решение трех задач:
1) формирование позиции;
2) освоение телесности как ресурса действия;
3) получение опыта создания События – сценической постановки.
В 2014/2015 году этот курс прошли студенты-первокурсники факультета начального образования, более 250 человек. Такой формат проведения нужно считать во многом инновационным, так как подобная работа никогда еще не велась в столь крупном масштабе. Курс требует большого объема индивидуальной работы с каждым студентом и особых условий в мини-группах (не более 8 человек на одного ведущего). Эти условия были созданы руководством МПГУ в рамках Института детства.
На курсе студенты проходят путь от замысла до реализации:
1) формируют замысел – идею собственного События (постановки);
2) создают сценарий постановки на основе замысла и подобранного под него художественного произведения;
3) реализуют замысел в сценической постановке.
Каждый этап сопровождается рефлексией. В результате рефлексии на протяжении всех этапов прохождения пути от замысла до реализации, будущие педагоги фиксируют собственные ограничения и зоны профессионального развития, формируют индивидуальные техники само- и со-организации в смыслово-логической и сценической (публичной) действительностях организации действия. Через рефлексию опыт сценической работы осмысляется участниками как модельный и проецируется в профессиональную действительность.
Завершением курса стало создание двухсот пятидесяти (по числу студентов) постановок, избранные были представлены на I студенческом Фестивале сценических работ «Педагог-событие».