Навигация по сайту

Говоров Александр Алексеевич

Выпускник исторического факультета МГПИ им. Ленина (ныне МПГУ). Закончил в 1955 году. Писатель, член Союза писателей СССР, доктор исторических наук, профессор.

Родился 19 августа 1925 года. В годы войны работал на военном заводе. Поступил в МГПИ, но в 1948 году был осуждён за контрреволюционную деятельность. Поводом к аресту стали неопубликованные повести «Книга бытия» и «По ту сторону ночи». Отбывал срок в Бутырской тюрьме, в лагерях Воркуты и Мордовии. Освобождён в 1953 году. В 1955 году окончил МГПИ, некоторое время работал воспитателем в детском доме. Работу учителем по причине судимости по политической статье найти не смог, поэтому пошел в книготорговлю, работал в букинистическом магазине в Москве, затем служил в Москниготорге и в Управлении торговли Центросоюза. Преподавал в Московском кооперативном институте. С 1964 года – декан, профессор, заведующий кафедрой Московского полиграфического института.

Изучал историю книги и книжной торговли. Автор и соавтор 15 учебников, в том числе первого в мире учебника для антикваров-букинистов («Букинистическая торговля»). Автор нескольких исторических романов и повестей, в том числе ««Алкамен – театральный мальчик», «Флореаль», «Последние Каролинги», «Жизнь и дела Василия Киприанова, царского библиотекариуса», «Санкт-Петербургские кунсткамеры, или Семь светлых ночей 1726 года», «Смирдин и сын», «Византийская тьма» и др.

Скончался в 2003 году

…Я побывал в нескольких вузах, но окончил (в конце концов) Московский педагогический институт …  Сам я теперь уже давно преподаю в вузе и много раз переживал волнения по поводу новаций – а зачем вузы, зачем такая устаревшая форма передачи информации, как лекция, и т.д. и т.п. После интенсивных размышлений и воспоминаний прихожу, однако, к убеждению – нет, вуз, конечно, нужен, и именно в той форме, как существует он тысячу лет, — и факультеты, и доценты, и лекции, и прогульщики… Был я парень информированный, начитанный, когда меня буквально за руку перетащил на истфак его декан. Но на лекциях там я ничего для себя нового не получал, хотя читали их звезды тогдашней науки.

Но среда, среда! «Ум юношеский созревает среди себе подобных, в борении с умами авторитетов…». Пример талантливых товарищей и любимых педагогов – вот разгадка! Теперь частенько читаешь лекцию и ловишь себя на том, что невольно подражаешь Александру Андреевичу Фортунатову  – моему кумиру тогдашних лет – его жест, его интонация! На факультете каждую неделю (каждую неделю!) устраивались либо танцы, либо литературные вечера, на которые если и приходил декан, то потому, что сам любил потанцевать со студентками или прочесть стишок-другой.

Из автобиографии А.А. Говорова

Наши выпускники в разных областях деятельности