Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Халатян Вачаган Геворкович

Выпускник факультета дефектологии МГПИ им. Ленина (ныне МПГУ). Закончил в 1961 году. Сурдопедагог, кандидат педагогических наук, создатель армянского дактильного алфавита и армянского языка жестов.

Родился 11 мая 1932 года. В 1954 году закончил Ереванский государственный русский педагогический институт, работал в школе-интернате для глухонемых – воспитателем, учителем армянского языка и заведующим слуховым кабинетом. Затем, параллельно с работой, учился в МГПИ и стал первым в республике педагогом, получившим высшее образование по дефектологии и сурдопедагогике. В 1961 году разработал армянский дактильный алфавит. Был одним из основателей Ереванской школы-интерната для слабослышащих детей, где проработал директором свыше 20 лет. С 1983 года преподавал на отделении дефектологии Государственного пединститута им. Абовяна, где по его инициативе в 1998 году было открыто отделение по подготовке сурдопедагогов. Автор ряда научных статей, а также «Словаря по специальной педагогике» и учебных пособий –  «Краткого словаря языка жестов» и армянского словаря жестов «Руки говорят».

Скончался в 2014 году.

Система пальцевых знаков, воспроизводящая буквы алфавита и используемая в обучении глухих с ХУЇІ в., изначально была ориентирована на латинский алфавит (русский дактильный алфавит был построен по образцу французского, который в свою очередь опирался на испанский). Взаимопроникновение и взаимовлияние – естественные тенденции в развитии и оформлении систем письма. Как известно, на основе восточногреческого письма сложилось готское, армянское и славянское (предположительно и грузинское) письмо. Из западногреческого письма оформилось этрусское и латинское письмо, которое стало основой для современных французской, английской, итальянской, немецкой и других систем письма народов Западной Европы. Этой же тенденции взаимопроникновения следовало и оформление различных национальных дактильных алфавитов. Специальное обучение родному языку глухих и слабослышащих детей в Армянской ССР исходит из общих теоретических основ советской сурдопедагогики. Определение же содержания обучения родному языку, принципы описания языка в учебных целях, отбор фактического материала, естественно, должны исходить из специфики армянского языка. Равным образом это распространяется и на оформление вспомогательных средств обучения, в данном случае – на оформление дактильного алфавита.

Из статьи В. Халатяна «Разработка дактильного алфавита для специальных школ с обучением на армянском языке»

Наши выпускники в разных областях деятельности