Навигация по сайту

Назарова Наталья Михайловна

Выпускница дефектологического факультета МГПИ им. Ленина (ныне – МПГУ).  Профессор. Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой психолого-педагогических основ специального образования ИСОиКР МГПУ.

Участвовала в разработке государственных стандартов профессиональной подготовки дефектологов. Инициатор и научный руководитель Международного теоретико-методологического семинара, проводимого в Институте специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО МГПУ по теме «Специальная педагогика и специальная психология: актуальные проблемы теории, истории, методологии». Руководитель диссертационного совета при ГБОУ ВПО МГПУ по защите диссертаций по специальностям «коррекционная педагогика» и «коррекционная психология». Автор более ста научных и научно-методических работ.

Занимается теорией, историей, методологией специальной педагогики и инклюзивного обучения; сравнительной специальной педагогикой; подготовкой дефектологов; обучением, воспитанием, социализацией лиц с ограниченными возможностями.

В социально-философском смысле интеграция представляет собой форму совместного бытия обычных людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, которую поддерживает и развивает (или не поддерживает) общество и его подсистемы (в том числе подсистема институтов образования), и по отношению к участию в которой все члены общества имеют право свободного выбора. Интеграция как форма социального бытия предусматривает для человека с особыми потребностями неограничиваемое участие и свободу выбора меры, форм и способов этого участия во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в процессе досуга, на работе, в реализации различных социальных ролей и функций. Это право законодательно закреплено в большинстве развитых стран мира. Категория «Свобода выбора» выступает в качестве фундаментального принципа социальной политики государства в сфере интеграции, имея определенную философскую и научно-теоретическую основу. В этом контексте интеграция в образовании должна рассматриваться как право выбора каждым учащимся места, способа и языка обучения; применительно к учащимся с особыми образовательными потребностями в том случае, если они выбирают в качестве места обучения учреждения общего назначения, – это создание условий, адекватных по качеству специальных образовательных услуг возможностям специального образовательного учреждения, и полное включение в образовательный процесс массового образовательного учреждения (инклюзия). Для обычных учащихся образовательная интеграция (инклюзия) означает свободу выбора между инклюзивным и обычным классом и, в случае выбора первого варианта – обеспечение для него качества и темпа обучения, предусмотренных образовательным стандартом, принятие и соблюдение учащимся установленных социальных норм и правил инклюзивного обучения

Из статьи «К проблеме разработки теоретических и методологических основ образовательной интеграции»

Фотогалерея

Наши выпускники в разных областях деятельности