Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Носкова Людмила Петровна

Выпускница отделения сурдопедагогики МГПИ им. Ленина (ныне МПГУ). Закончила в 1956 году. Сурдопедагог, доктор педагогических наук, профессор.

Родилась 18 июля 1933 года. После окончания института работала учителем-дефектологом в школах для глухих детей. Участвовала в экспериментальном обучении глухих детей под руководством профессора С.А. Зыкова, также выпускника МГПИ. В 1969 году защитила кандидатскую диссертацию, работала над учебниками русского языка для 5-6 классов. Занималась проблемами формирования словесной речи глухих школьников, в частности, вопросом овладения грамматическим строем языка неслышащими детьми, работала директором школы Института дефектологии АПН СССР.

Была старшим научным сотрудником, а затем заведующей лабораторией воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. Под ее руководством были созданы методические пособия для учителей и воспитателей дошкольных учреждений для неслышащих детей. В 1992 году защитила докторскую диссертацию на тему «Педагогические и лингвистические основы обучения глухих детей языку». С 1992 по 1994 года в качестве заместителя директора по науке Института коррекционной педагогики руководила научно-исследовательской деятельностью сотрудников института.

Автор ряда монографий и научных трудов.

Скончалась  в 2006 году

Долгие годы, работая рядом с Людмилой Петровной, я всегда чувствовала то, что называется ее «корни». Обладая несомненными литературными способностями, она написала яркие воспоминания о годах военного лихолетья. На страницах своего повествования Людмила Петровна воссоздала жизнь далекого сибирского городка, своей семьи, ярко описав эпизоды спасения эвакуированных ленинградцев сибиряками. Общий подъем народного духа был особо передан ею, отсутствие пафоса, простота быта в сочетании с самоотверженностью – вот что поражало нас, когда мы слушали ее рассказы. Невозможно забыть также ее повествование о встрече с послевоенной Москвой, о том счастье, которое испытала она, очутившись в стенах Потемкинского института. И при этом, какая благодарность судьбе, стране, давшей ей возможность реализовать свой духовный потенциал. Девочка с косами, прибывшая из Сибири в Москву, впитывала как губка ее культурные традиции. Природный и пытливый ум в сочетании с врожденным стремлением «во всем дойти до самой сути» превратили ее из учительницы школы глухих в ученого, смело вторгнувшегося в заповедную область языкового развития неслышащего ребенка.

Из воспоминаний Н.Д. Соколовой, коллеги Людмилы Петровны Носковой

Фотогалерея

Наши выпускники в разных областях деятельности