Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

АКТУАЛЬНО. ПРИЁМНАЯ КАМПАНИЯ 2020

Обучение в 1 семестре

Осовский Ефим Григорьевич

Выпускник МГПИ им. Ленина (ныне МПГУ). Закончил в 1958 году. Педагог, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Мордовской АССР, член-корреспондент РАО, зав. кафедрой педагогики и психологии Мордовского государственного педагогического института.

Родился в 11 октября 1930 года. Рано потерял родителей; в 1944-1951 годах работал на заводе, был воспитанником воинской части, закончил ремесленное училище, вечернюю школу-семилетку, индустриально-педагогический техникум трудовых резервов, работал мастером производственного обучения и преподавателем ремесленного училища. Затем учился в МГПИ, здесь же закончил аспирантуру. Работал в Череповецком государственном педагогическом институте, затем в Мордовском государственном педагогическом институте. Был основателем ряда приоритетных направлений в педагогической науке. Занимался изучением истории профессионально-технического образования и профессиональной педагогики в России. Возглавлял секцию историков в Научном совете по проблемам профтехобразования АПН СССР.

Принимал участие в подготовке учебника «Профессиональная педагогика», разработке статей «Энциклопедии профессионального образования», в написании коллективной монографии «История профессионального образования в России». Был создателем научной школы по педагогической регионологии Поволжья, положил начало исследованиям истории школы и просвещения в Мордовском крае. Был составителем и автором книги «Просветители и педагоги Мордовского края», был руководителем редакции образования и науки «Мордовской энциклопедии» и трехтомника «История Мордовии в лицах». В 1996 году собрал и опубликовал антологию «Педагогика Российского Зарубежья».

Скончался в 2004 году

…”Советский фактор” явно или неявно выступал как “раздражитель” раз вития педагогической мысли в зарубежье. Школа и педагогика Советской России стали предметом специального изучения. Педагогическая советология Российского Зарубежья шла с большой заинтересованностью и пристрастностью по горячим следам сложных преобразований в школьной политике, теории и практике образования послереволюционной России. Анализу подверглись явления еще не отстоявшиеся, когда не остыл пыл дискуссий и политической борьбы. В работах С.И. Гессена, Н.А. Ганца, А.Л. Бема, П.Н. Милюкова и др. оценки нередко действительно были острыми и нелицеприятными. В их поле зрения были политика правящей партии, реформы образования, школьная практика и нововведения в области дидактики и воспитания, педагогические дискуссии и положение детей, учительства, беспризорных и др. Несомненно, были статьи и негативно-критической направленности, но Гессен, Милюков, Ганц и другие стремились объективно, с научных позиций, изучать явления, характерные для новой школы и педагогики в России. Хотя в оценках не могли не отражаться политические мотивы и просто недостаток полной информации. Сказывался отрыв от реальных и сложных процессов, происходивших в России. Положительно оценивались отдельные документы демократической направленности, интересный опыт, самоотверженные усилия учительства. Журнал “Русская школа за рубежом” писал: “Наши многие товарищи за годы революции накопили свой весьма поучительный опыт. Мы будем с глубоким вниманием и уважением прислушиваться к их голосу. Мы, как и они, знаем, что возврата к старой школе нет”. Неприятие вызывали репрессии среди интеллигенции, педагогический утопизм, партийно-классовый подход к образованию, необдуманные ломки “старого”, эксперименты, не имевшие научных оснований и социально-экономических предпосылок. В советской педагогике отмечалась философская противоречивость, утопизм и прагматизм, моноидеологизм, догматизм, превращающие науку в разновидность “религиозной” концепции (Лосский, Зеньковский, Гессен и др.).

Из статьи Е. Осовского «Российское зарубежье: педагогическая наука в изгнании (20е - 50е годы XX века)»

Награды и премии

  • За работу «Очерки истории профессионально-технического образования в СССР» - премия им. Ушинского

Наши выпускники в разных областях деятельности