11 октября 2018 года в Общественной палате РФ состоялась экспертная сессия на тему «Современный учебник: фундаментальная наука и учительская практика». Организаторами этого социально значимого мероприятия стали Комиссия ОП РФ по развитию науки и образования и Институт стратегии развития образования РАО.
В работе Круглых столов с докладами приняли участие преподаватели Института филологии МПГУ: д.п.н. А.М. Антипова, д.п.н. О.Е. Дроздова, д.п.н. Е.Л. Ерохина, д.п.н. В.Д.Янченко.
Модераторами мероприятия выступили директор Института стратегии развития образования РАО С.В. Иванова, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ Л.В. Дудова.
В экспертной сессии приняли участие члены Общественной палаты, представители органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, педагоги образовательных организаций общего и высшего образования, общеобразовательных организаций дополнительного образования, представители средств массовой информации, общественные эксперты.
В рамках мероприятия были проведены Круглые столы по следующим актуальным проблемам:
- Современный учебник русского языка: векторы развития.
- Школьный учебник истории и обществознания: путь в XXI век.
- Роль учебника как базового компонента УМК по предметам языкового цикла в моделировании современной информационно-образовательной среды.
- Требования к современному учебнику.
- Учебник, функционирующий в условиях двуязычия в современной школе.
- Теоретические основания современного учебника для среднего и высшего образования.
В ходе экспертной сессии обсуждалась роль учебника и учебно-методических комплектов в моделировании современной информационно-образовательной среды. Эксперты пришли к выводу, что учебник был и остается центральным элементом процесса обучения, однако он должен соответствовать изменяющимся запросам и педагогов, и школьников. Участники всех круглых столов говорили об актуальности исследования соотношения учебника на бумажном носителе и учебника электронного формата, отмечая важность изучения роли цифровой педагогики. Подчеркивалась необходимость исследования как новых возможностей, открываемых электронными образовательными ресурсами, так и возникающих при этом рисков.
По итогам работы Круглого стола на тему «Современный учебник: фундаментальная наука и учительская практика» были сформулированы рекомендации, в которых отмечена необходимость проведения исследований по ряду фундаментальных научных проблем, среди которых: соотношение различных способов представления информации в современном школьном учебнике; синергетика фундаментальной науки и учительской практики в современном учебнике; место и роль учебника как базового компонента УМК в моделировании современной информационно-образовательной среды; проблема педагогической экспертизы современного учебника; функция электронного учебника в современном образовательном процессе; отражение истории страны в школьном учебнике истории и др.
Экспертная сессия «Современный учебник: фундаментальная наука и учительская практика» стала большой дискуссионной площадкой, на которой научно-педагогическая общественность обсудила острые вопросы, связанные с выявлением роли учебника и учебно-методических комплектов в моделировании современной информационно-образовательной среды.