Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

85 лет со дня мученической кончины иеромонаха Космы

Новости МПГУ

15 декабря – день поминовения преподобномученика Космы (в миру Павла Степановича Магды), иеромонаха Русской православной церкви, настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Милятино Можайского района Московской области, студента педагогического факультета 2-го МГУ в 1921-1924 гг., прославленного в лике Святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Павел Степанович Магда родился 14 января 1904 г. в селе Шушваловка Кременчугского уезда Полтавской губернии (по другим данным – в селе Шумиловка Гродненского уезда Харьковской губернии) в семье крестьянина Степана Магды. В 1907 г. семья переехала в Иркутск, где Степан позже получил работу акцизного чиновника, а 6-летний Павел в 1910 г. начал учебу в Иркутском пономарском училище. Через три года Павел Магда продолжил обучение в Иркутском промышленном училище, которое окончил в 1918 г. Через год семья возвращается в родную Шушваловку, но чуть позже сам Павел переезжает в Москву.

Проработав год служащим московской транспортной конторы, в 1921 г. Павел Магда поступил на только что открывшийся педагогический факультет 2-го МГУ. Профессия преподавателя привлекала молодого человека (после окончания промышленного училища в Иркутске он некоторое время был помощником учителя в школе на станции Батарейная Иркутского уезда, и в Шушваловке), но университет он не окончил: покинув педфак в 1924 г., Павел делает окончательный выбор жизненного пути и уходит послушником в Высоко-Петровский монастырь в Москве, прихожанином которого он был прежде. В 1926 г. Павел Магда был призван в РККА, службу проходил в 55-м кавалерийском полку в Тамбове.

Демобилизовавшись через год, Павел вернулся в Высоко-Петровский монастырь. Вскоре он принял постриг в монашество с именем Косма (в честь великого песнетворца Космы Майюмского), а немногим позже был рукоположен в сан иеродиакона епископом Варфоломеем (Ремовым). Его духовным наставником стал архимандрит Агафон (Лебедев), а близким другом – иеродиакон Феодор (Богоявленский).

Монахиня Игнатия (Петровская) вспоминала: «…Со временем в монастырь стали приходить молодые люди, желавшие посвятить себя монашеской жизни. Среди первых из них помнится был розовощекий приветливый молодой человек с ясными светлыми глазами и светлыми же русыми волосами. Жил он в Москве со своей матерью, очень скоро он стал служить в Петровском как иподиакон. Владыка дал ему при пострижении имя Косма».

Летом 1929 г. храмы в Высоко-Петровском монастыре были закрыты, и Косма вместе с братией стали окормляться в храме во имя преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке. 28 декабря 1930 г. отец Косма был арестован в числе трехсот священников и монахов, ему было предъявлено обвинение в антисоветской пропаганде и агитации.

На вопросы следствия отец Косма отвечал: «Никаким политическим течениям никогда не симпатизировал. Мое отношение к советской власти определяется моим православным христианским монашеским убеждением, что каждая власть дана Богом и сопротивление ей есть грех. Исходя из этого, я никогда и нигде о советской власти плохого ничего не говорил. Антисоветской агитацией никогда не занимался».

Однако 8 февраля 1931 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ иеродиакон Косма был приговорен по статье 58-10 УК РСФСР к трем годам ссылки в Северный край.

Вернувшись из ссылки в Москву, отец Косма был рукоположен в сан иеромонаха. В апреле 1934 г. по рекомендации епископа Варфоломея и назначению Священного Синода отец Косма получил приход храма Покрова Пресвятой Богородицы села Милятино Можайского района Московской области. Односельчане вспоминали отца Косму как очень приветливого человека и прекрасного священнослужителя, при котором число прихожан стало расти и в Покровскую церковь стали приходить люди даже из дальних сел.

11 апреля 1935 г. иеромонах Косма был вновь арестован. Вместе со своим духовным отцом схиархимандритом Игнатием (Лебедевым) на время следствия он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

На вопрос следователя признает ли он себя виновным, отец Косма отвечал: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, так как я на вопросы прихожан о вступлении в колхоз всегда отвечал, что в колхоз нужно вступать, а также удерживал крестьян от выхода из колхоза».

Свидетели обвинения – жители села Милятино – говорили об отце Косме: «Перед верующими Магда имеет большой авторитет, при его служении увеличилось количество верующих. […] Говорят, что священник Магда очень хорошо служит и очень приветлив.[…] За время службы Магды очень большое количество стало ходить колхозников других сельсоветов, и при вопросе к ним, почему так далеко ходите, они отвечали, что очень хорошо ваш священник проповедует о будущей жизни на небе. […] Призывал верующих во имя спасения своей души молиться Богу».

Однако недоброжелатели свидетельствовали о том, что «в селе Милятино он быстро объединил вокруг церкви верующих и организовал как бы монастырь. Говорил, что много пострадал за веру, потом рассказал, что в селе Милятино церковь была взята под зерно, но он сумел ее отобрать. Иеромонах Косма проводит большую работу по привлечению молодежи к церкви, доказывая необходимость частого посещения церкви, меньшего соприкосновения и выполнения какой-либо политической работы на предприятии, и категорически запрещал принимать какое-либо участие в антирелигиозной работе. Иеромонах Косма враждебно настроен против советской власти. Свою антисоветскую работу проводит исключительно среди молодежи, которую привлекает для различных работ в церкви: уборки, спевок; рассказывал Священную историю, жития святых, занимался преподаванием Закона Божия несовершеннолетним».

По окончании следствия иеромонах Косма был обвинен в том, что «проводил среди верующих антисоветскую агитацию и распространял ложные слухи о якобы проводимых советской властью гонениях на религию и верующих». Виновным себя отец Косма не признал. 8 июня 1935 г. Особое Совещание при НКВД приговорило его к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 17 июля того же года отец Косма был этапирован в 22-ю колонну 12-го отделения Байкало-Амурского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР, где начал отбывать наказание с другими священнослужителями.

В БАМлаге заключенный Павел Магда привлек к себе повышенное внимание администрации лагеря: в числе других заключенных-священников стал фигурантом агентурного дела «Мракобесы», был лишен зачета рабочих дней «за самовольную отлучку»; в бараке, где жил отец Косма, был произведен обыск, в результате которого у него отобрали двенадцать страниц переписки, письмо на имя прокурора, три конверта, монашеские четки и икону.

В прошении на имя начальника 12-го отделения БАМлага отец Косма писал: «Работая экономистом 22-й колонны, 26 февраля отправился с работниками отделения на прорыв в лес… Вернувшись оттуда и приступив к исполнению своих обязанностей, при посещении объектов колонны… и будучи весьма обессиленным, зашел в буфет, идя мимо станции, где и был задержан. По факту задержания меня лишили зачета рабочих дней за первый квартал за самовольную отлучку…». Косма ходатайствовал об отмене этого решения, потому что аннулирование зачета влекло за собой запрет на досрочное освобождение и лишало даже призрачной возможности увидеть тяжелобольного престарелого отца.

В БАМлаге отец Косма подружился с епископом Благовещенским Германом (Коккелем), который отбывал там 10-летнее заключение будучи обвиненным в создании «контрреволюционной церковно-монархической организации». Интересен тот факт, что именно через отца Косму епископу Герману удавалось поддерживать письменную связь с Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Страгородским) – будущим Патриархом Московским и всея Руси, однако обстоятельства знакомства отца Космы с митрополитом Сергием, характер их взаимоотношений и механизм переписки пока остаются неясными.

В апреле 1937 г. осведомитель под агентурным псевдонимом «Смирнов» сообщил администрации лагеря, что отец Косма «до фанатизма, несмотря на свой молодой возраст, преданный религии. Обладающий твердой волей и упрямством, он насквозь пропитан антисоветским настроением». В сентябре 1937 г. в бараке, где жил отец Косма, был вновь произведен очередной обыск. У него были найдены и изъяты записная книжка с тропарем, две скуфьи, черный подрясник, параман с крестом и параман без креста. Священнослужитель был заключен в следственный изолятор лагеря.

На основании показаний свидетелей и агентурных работников для рассмотрения тройкой НКВД была составлена справка о том, что иеромонах Косма, «содержась в лагере, продолжал проводить среди окружающих контрреволюционную церковную агитацию. Незаконно хранил рясу, церковные книги и другие принадлежности церковного характера». Самого отца Косму на допрос не вызвали, он не был подвергнут аресту и ему не было предъявлено обвинение: новое лагерное «Дело священнослужителей – заключенных Бамлага», фигурантом которого стал заключенный Магда, формировалось только на сообщениях агентуры, которая зафиксировала высказывания и разговоры отца Космы исключительно на религиозную тематику.

26 ноября 1937 г. 33-летний иеромонах Косма был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 15 декабря 1937 г. в три часа ночи на территории БАМлага. Тело отца Космы было погребено в общей безвестной могиле близ поселка Известковый Еврейской автономной области.

30 августа 1990 г. иеромонах Косма был реабилитирован прокурором Амурской области по 1937 г. репрессий, 19 июня 1991 г. – прокурором г. Москвы по 1935 г. репрессий, 29 апреля 1994 г. – Генеральной прокуpатуpой Российской Федерации по 1931 г. репрессий.

16 июля 2005 г. на юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви отец Косма был причислен к лику Святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Ежегодно 15 декабря в Можайском благочинии проходят торжественные мероприятия, посвященные памяти Собора новомучеников и исповедников Можайских – служителей Можайского викариатства – Константина Некрасова, Владимира Проферансова, Феодора Алексинского, Николая Сафонова, Николая Заболотского, Павла Понятского и иеромонаха Космы (Магды).

7 июля 2018 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был установлен Собор святых новомучеников Биробиджанской епархии, в числе которых почитается преподобномученик иеромонах Косма. Праздник отмечается ежегодно 13 июля.

13 декабря 2022 г., в рамках проведения в МПГУ Всероссийской научно-практической конференции «Православная традиция в социокультурной парадигме России: прошлое и настоящее», был презентован документальный медиапроект о трудном жизненном пути, служении и духовном подвиге отца Космы, подготовленный студентами 3 курса кафедры теологии Института филологии МПГУ:

 

Э.Р. Аширов

 

Использованные материалы:

http://alchevskpravoslavniy.ru

https://www.mozhaisk-blago.com

https://drevo-info.ru

https://www.pravenc.ru

http://www.newmartyros.ru

http://hristiani.ru

http://pravoslavie79.ru

http://www.pstbi.ccas.ru

 

15 / 12 / 2022

Показать обсуждение