Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Международный научно-практический Конгресс «Дети в душевной беде. Травмапедагогика»

Новости МПГУ

Отрывки из дневниковых записей участницы Международного научно-практического Конгресса «Дети в душевной беде. Травмапедагогика» Людмилы Владимировны Поповой, профессора кафедры психологии ФПП.

 

Перед самым началом конгресса я узнала, что почти все преподаватели кафедры психологии ФПП (11 человек!) решили участвовать в нем. Это значит, что мы все понимаем, насколько много травмоопасных ситуаций в современном мире, а также то, насколько важна помощь детям, испытавшим травму. Большой опыт немецких и российских педагогов, решивших совместно передавать его, оказался высоко востребованным.

День 1-й, 15-ое ноября. Уже по дороге от метро мы ощутили продуманную помощь: в местах, где трудно определить, куда идти дальше, стояли волонтеры с табличками-указателями. Это был немаловажный момент, так как на конгресс прибыли представители из разных городов и регионов РФ, участники из Грузии и Украины.

В фойе нам всем вручили не только программу, но и заботливо снабдили материалом для специальных расслабляющих упражнений – терапевтическим воском, который неоднократно использовался впоследствии.

Торжественное открытие конгресса началось необычно – с художественного приветствия германо-российского ансамбля эвритмистов. (Об использовании эвритмии в травмопедагогике и ее возможностях нам рассказали в последний день работы).

Одухотворенное приветствие ректора МПГУ Алексея Владимировича Лубкова и речь Посла Германии стали стимулом к напряженной 3-х дневной работе.

В докладе профессора Аннетты Штреек-Фишер из Высшей школы психоанализа (г. Берлин): «Травма и развитие – вызовы в работе с комплексно травмированными детьми и подростками» была представлена обширная картина сложной, комплексной проблемы, которую решают совместно психологи и педагоги в русле разных теоретических подходов. В последовавших сообщениях представители России, Грузии и Украины описали актуальную ситуацию травмированных детей в этих странах.

День завершился блестящим докладом профессора А.С. Обухова, который обобщил опыт работы группы психологов нашего университета под руководством В.С. Мухиной, академика РАО, с детьми Беслана. А.С. Обухов раскрыл целый ряд психологических тонкостей и важных нюансов в поддержке травмированных детей и взрослых, используя фотографии с места трагедии и рисунки ее свидетелей.

День 2-й, 16-ое ноября. Он стартовал с 15-ти минутного практического занятия с терапевтическим воском и продолжился двумя пленарными докладами немецких специалистов, которые вводили в основы травмопедагогики (Юлия Биалек) и в неотложную педагогическую помощь в чрезвычайных ситуациях (Лукас Малл).

В этот день пришлось решать сложнейшую задачу выбора 3-х мастер-классов на два дня. А их было более 35 (!): от танцевальной терапии, акробатики, театральной педагогики и психоимагинации до применения биографического диалога в конференции о ребенке и теории привязанности. В моих выборах случались и «оказии»: где-то подвели неточности перевода с немецкого, а где-то вместо мастер-класса проводился семинар. Однако, в целом, формат малой группы дал хорошую возможность узнать ближе участников конгресса. Так, наряду с другими участниками я оказалась в одной группе с первокурсницей ИИЯ и двумя студентками 4-го курса специальной педагогики МПГУ. Приятно было обнаружить, что девушки хорошо ориентируются в проблеме, имеют опыт взаимодействия с травмированными детьми, в котором используют полученные в университете знания.

День третий и последний, 17-го ноября. Он также начался с практического упражнения (эвритмия) и продолжился всесторонним анализом нарушений в развитии ребенка из-за психической травмы в докладе Мартина Штраубе, врача Международного института для неотложной педагогической помощи. Большое впечатление на меня произвел мастер-класс Шарлотты Кюблер-Шенинг из этого же института, которой удалось показать важность детального наблюдения за ребенком. Ребенок, особенно маленький, не в состоянии раскрыть свою травму, рассказать о своих слабых и сильных сторонах. Ведущая выделила значимые черты внешности, движений, поведения, наблюдение за которыми помогают раскрыть проблему и дать правильное направление поддержки ребенка. Обсуждения, которые сопровождали моделирование конференции о ребенке, позволили мне также увидеть то, что среди российских участников есть много высокопрофессиональных специалистов в области травмотерапии.

Что же в итоге? Информационный поток на конгрессе был особенно плотен для нас, психологов, специализирующихся в других областях. О плотности этого потока говорит, например, то, что одна из участниц исписала полностью блокнот, вложенный в папку с материалами конгресса. Мне посчастливилось осмысливать информацию в общении с моими коллегами с кафедры психологии, которые участвовали в разных мастер-классах. За кофе-брейками и после сессий мы обменивались мнениями, сведениями о новых приемах, обсуждали условия их применения и их теоретические основы. Главное, с чем мы придем к нашим студентам, это то, что за неуспеваемостью, агрессивным поведением или отрешенностью учащегося может скрываться травма, с которой нужно помочь справиться. Необходимо научить будущих педагогов выделять признаки травматизации и искать помощь специалистов. Надо включать элементы травмопедагогики в наши учебные курсы.

 

20 / 11 / 2018

Показать обсуждение