Навигация по сайту

ВЫБОРЫ РЕКТОРА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Антифейк-2022

Меры против коронавируса

Наталья Львовна Галеева: «… и пришла я к Татьяне Ивановне с вопросом» (онлайн-встреча на Неделе памяти Т.И. Шамовой)

Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой

23 ноября 2020 года на кафедре управления образовательными системами  в рамках Недели памяти Т.И. Шамовой прошла онлайн-встреча «Т.И. Шамова о педагогическом анализе качества учебного занятия». Своими представлениями о сущности, ценности разработок Татьяны Ивановны и соратников поделилась одна из самых активных ее учениц – профессор Наталья Львовна Галеева. Это был очень искренний, эмоциональный рассказ об опыте их осмысления, применения и развития. Участники встречи получили уникальную возможность окунуться в живую творческую атмосферу научной школы, примерить открытия двадцати- и сорокалетней давности к сегодняшнему дню и убедиться в их высокой актуальности. Наталья Львовна на убедительных примерах показала, как эти открытия успешно работают в стремительно меняющихся условиях на уровне не только отдельных школ, но и целых регионов. Как, не изменяя себе, вбирают в себя огромный пласт новых накопленных психолого-педагогических знаний.  Пожалуй, это самые верные критерии настоящей классики и фундаментальности. Открытием для многих нынешних студентов стало то, что в работах научной школы Т.И. Шамовой обоснованы и реализованы подходы, которые спустя несколько десятков лет закреплены в образовательных стандартах.

Наталья Львовна проследила развитие идей построения педагогического анализа урока по книгам Т.И. Шамовой, а затем показала библиографию своих самых свежих публикаций по этому вопросу. «Большинство из них подготовлены по заказу научно-методических изданий, предназначенных для педагогов, методистов, завучей, – прокомментировала этот перечень Н.Л. Галеева. – Эти вопросы сегодня, как и вечно, особенно волнуют практиков, а ответы и рекомендации позволяют целенаправленно и успешно управлять качеством образования».

Особенно ценен в этом рассказе научный диалог, который вел ученик с Учителем. Диалог, задающий истинный путь исследовательского поиска. Пытливый ученик не относится к учению как к священному писанию, а подвергает сомнению и пытливому анализу каждый вывод, каждый постулат. Стимул и образец для новых исследователей. Лейтмотивом встречи  можно считать фразу, неоднократно прозвучавшую за время короткого рассказа: «…и тогда я пришла к Татьяне Ивановне с вопросом…». «Я сначала должна была понять, как планировать урок, чтобы потом понять, как его анализировать».

  • Есть ли у урока цель?
  • Кто на уроке главный, вокруг чего или кого строится урок – стандарта? содержания? учителя? ученика?
  • Продуктивно ли представление об учителе как едином в трех лицах – режиссере, драматурге, актере?
  • Что важно знать руководителю при анализе урока?
  • Какие типичные ошибки он делает, оценивая работу учителя?
  • Зачем вообще руководителю анализировать урок? Что это – управленческий контроль или управленческая услуга учителю? Это отдельная функция управления или основа всего управленческого цикла?
  • В каком формате проводить анализ уроков, чтобы использовать его для управления школой?
  • Как добиться, чтобы учитель и руководитель говорили на одном языке, чтобы учитель понимал, что на занятии «хорошо», а что – «не очень», в чем его профессиональные дефициты и как с ними работать?

Эти и многие другие вопросы становились предметом совместного научного поиска. Его плоды «вросли» в практику и выросли из нее, нашли закрепление в содержательных публикациях. Ученик и сегодня продолжает диалог с учителем, ставя и решая уже со своими учениками все новые вопросы. Как меняющиеся условия влияют на выработанные подходы? Проверяют и вновь убеждаются, что они действенны в любых ситуациях, так как их научная основа – объективные законы управления. А новые условия воспринимают ученые и практики Шамовской школы как поле обширных новых возможностей и ресурсов для управления качеством образования.

«Сегодня целые регионы работают на основе и в развитие идей Т.И. Шамовой о педагогическом анализе учебного занятия, – заключает Наталья Львовна свой рассказ. – Татьяна Ивановна была бы довольна».


Полная запись встречи доступна на канале кафедры по ссылке: https://youtu.be/PDkMiC6pBBU

Неделя памяти Т.И. Шамовой продлится до 28 ноября 2020 г. Во вторник, 24 ноября в 17 ч. приглашаем на круглый стол о феномене основанной Татьяной Ивановной научной школы.

24 / 11 / 2020

Показать обсуждение