Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

В Институте детства прошла работа IV Весенней психологической школы

Новости МПГУ

13-14 апреля  в Институте детства МПГУ прошла работа IV Весенней психологической школы, организованной кафедрой психологической антропологии для бакалавров-психологов. Важнейшая  цель Школы – создание условий для развития профессиональной  позиции  студентов  на основе их знакомства с инновационными психолого-педагогическими технологиями, лежащими в основе современной антропопрактики, в том числе программах детских оздоровительных лагерей, разворачиваемых преподавателями  кафедры.

13 апреля командой герменевтического клуба под руководством доцента кафедры Н.Б. Ковалевой в соответствии с программой конференции была проведена масштабная сюжетно-деятельностная игра на тему «Поиски смысла профессии и обретение внутренней свободы». В числе ведущих были Леонид Катречко, Любовь Новожилова, Светлана Данильчева,  Светлана Ковалева, Мария Золотова, Рауф Акмиров, Роман Фанасков. В сюжетно-деятельностной игре как рефлексивно-позиционной технологии создания пространства совместного поиска ответов на сложные вопросы  используются различные форматы и этапы командной работы, объединенные единой сюжетной логикой. В качестве художественных  образцов, позволяющих насытить модельное пространство игры яркими образами, инициирующими творческую включенность  каждого участника за счет актуальности и жизненности задачи, в данном случае использовались два шедевра киноискусства: «Репетиция оркестра» Фредерико Фелини (1978) и «Начало» Кристофера Нолана (2010). Поиск ответов в процессе прохождения сложных этапов и рефлексивных пауз  осуществлялся в опоре на теории  известных российских психологов,  и высказывания известного западного гуманиста Виктора Франкла, произведения Арсения Тарковского и других поэтов, а также специальные методики, инициирующие  творческое воображение, высокую скорость,  диалогичность  и проектность мышления.  В результате участникам удалось преобразовать свои группы в настоящие творческие команды, испытать собственное преображение, приоткрыть тайны законов совместного творчества и в образных сценках и плакатах поделиться своими открытиями друг с другом. При этом, как свидетельствуют отзывы, приведенные ниже, каждый сделал свой собственный индивидуальный шаг на пути самопознания и обретения внутренней свободы  полноценно «быть».

 14 апреля конференция продолжилась выступлениями  бакалавров 3 курса  факультета начального образования (Татьяна Дябина, Виталий Минаев, Лидия Хилик), которые  провели цикл упражнений в технологиях логотерапии и психодрамы,  позволивших углубить процессы смыслообразования и самоопределения.  Вдохновение, для решения проблем данного круга  они почерпнули из рассказа Ирины Дмитриевны Демаковой о поисках призвания. Ярким дополнением и завораживающим приглашением в семью корчаковского  интеграционного  лагеря «Наш  дом» оказались рассказы и песни  доцента кафедры Алины Валерьевны Шиповой и сотрудников учебно-научного корчаковского  центра воспитания детей и молодежи МПГУ Андрея Аксенова и Анны Шулаковой.

Событие состоялось и принесло много ярких эмоций, продуктивных идей,  воодушевляющих открытий!  Вот, что об этом пишут сами участники.

Настя Гудкова: 13 апреля состоялась весенняя психологическая школа в МПГУ на кафедре психологической антропологии. У нас была сюжетно-деятельностная игра ( СДИ) на тему «Поиски смысла профессии и обретение внутренней свободы» под руководством Н.Б. Ковалевой и членов команды герменевтического клуба. День был очень насыщенным, сложным, вдохновляющим и безумно интересным. Нужно отметить, что работали мы с 9:30 утра до 20:30 вечера. 11 часов абсолютных усилий и работы головы.

Удивительное в том, что когда занимаешься СДИ, то не знаешь наперед – чем же закончится, какой будет выход. Это очень важно, на мой взгляд, потому что это определяет очень многие ключевые моменты самого процесса. Когда уже совершенно нет сил, постоянно находишься в ситуации неуспеха, хочется бросить все, забиться в угол и просто «переждать». Но так поступить можно только тогда, когда тебе совершенно неинтересно, что же получится на выходе. А в конечном счете в любом (положительном или «отрицательном») финале будет что-то невероятное, абсолютно новое и фантастическое. Мне было очень здорово фиксировать какие-то моменты, связанные с фиксаций внутреннего состояния себя и настроения команды. Это удивительно, потому что с каждым новым этапом мы сближались все больше и больше, чувствовали и понимали друг про друга, даже когда считали, что все потеряно. Апогеем всего процесса стал последний этап СДИ – формирование и создание общего, творческого и всегда нового. Это про то, когда взаимодействует каждый участник, потому что не поддаться этому настроению невозможно, как мне кажется.

Взлеты, падения, успех, неудачи, расстройство, счастье – все это сопровождало нас в нашем дне. Но когда просыпаешься на следующее утро и понимаешь, какое чудо вчера произошло с тобой как частью целого, чувствуешь абсолютную гармонию и воодушевление.

Буду ждать новые СДИ с нетерпением. Спасибо!

Таня Дябина: Лично для меня весенняя психологическая школа стала настоящим прорывом! Во время сюжетно-деятельностной игры ребята в группах были поглощены общей идеей, а замечательные ведущие смогли нас погрузить в атмосферу фильма «Начало»  Кристофера Нолана, что позволило нам лучше прочувствовать условия предлагаемых испытаний  модельного пространства многоуровнего  «сна»,  из которого мы выбирались  в процессе командообразования. Мы проходили различные этапы, которые помогали понять важность друг друга, открыться новому опыту, чтобы получить продуктивный результат. Мне кажется, многие из нас научились самому главному – заинтересовано слушать и понимать другого, сместив фокус с самого себя, что в условиях современности, активно  внедряющей нормы индивидуалистической и потребительской  культуры сделать очень тяжело. Поэтому здорово, что перед началом нашего путешествия в мире сна, мы на основе рефлексивно-позиционных методик «Диксит», « Плакаты» раскрыли для себя образ идеальной команды – такой команды, которой нам бы хотелось стать самим, чтобы оказавшись подобно оркестрантам  Фелини в  катастрофических условиях суметь-таки ее разрешить, создавая настоящую музыку.  Я получила огромные эмоции, потому что мы, я считаю, стали настоящей командой к концу дня. И не смотря на то, что после этапов чувствовалась усталость у многих, к моменту создания сценок открылось новое дыхание, которое позволило сосредоточиться на поставленной задаче. И все получилось!!! Сценки были очень показательными, и они помогли обобщить и собрать все то, что удалось накопить за весь день и ответить на сложные вопросы темы дня, усиленными просмотром Фредерико Фелини «Репетиция оркестра». Хочется отметить работу ведущих и мастеров. Ребята направляли нас в нужное русло, помогали морально, подбадривая, что очень здорово и важно! Я считаю, что первый день ВПШ прошёл с огромной пользой, как для меня, так  и для остальных ребят, потому что до сих пор я чувствую воодушевляющее послевкусие после всего произошедшего!

Второй день был не такой активный, но так же очень насыщенный и информативный. Мы, то есть Виталий, Лида и я,  показывали ребятам упражнения из логотерапии Виктора Франкла и элементы психодрамы. На самом деле это довольно трудная работа, так как при глубоком погружении  в собственные мысли и размышления, порой обуревает растерянность перед жизнью и  даже морально становится тяжело. Вытащить нас из собственных размышлений нам помогла наша дорогая и любимая Ирина Дмитриевна Демакова, которая рассказала о своём становлении в профессии « педагог», наглядно продемонстрировав, что значит «сила духа».  Каждый раз, слушая ее рассказы, я все больше восхищаюсь этим разносторонним  человеком!!! Так же нам рассказали о замечательном корчаковском лагере так, что очень захотелось оказаться в этой атмосфере вместе с детьми!

ВПШ произвела на меня огромное впечатление! Мне удалось узнать много нового, получить навыки, связанные с работой в команде и с личностным развитием, что очень важно и ценно!

Лена Бажукова: В эту пятницу мне удалось присутствовать и принимать участие в Весенней психологической школе и познакомиться с удивительным и новым для меня форматом – «Сюжетно-деятельностная игра» (СДИ). Темой ВПШ было «Поиски смысла профессии и обретение внутренней свободы». Вначале я узнала о детском православно-ориентированном лагере «Звезда Вифлиема», в котором в большой мере, как  я поняла  и разрабатывалась под руководством Наталья Борисовны Ковалевой инновационная  модельная игра. В нескольких видео очерках нам показали насыщенную, полную радости, интересных испытаний и совместного творчества жизнь в лагере, а также вдохновенное интервью молодого ведущего, окончившего МГУ, но нашедшего именно в этом сложном деле смысл своей профессии.  Меня это очень заинтересовало, а по окончанию нашей встречи мне стало ясно, что я хотела бы побывать и поработать  в таком  герменевтическом лагере, построенном на СДИ.
После обсуждения лагеря было обозначена тема ВПШ, и  мы попытались насытить ее актуальными для нас вопросами, которые уточнялись в течение дня. Пожалуй, главными вопросами для меня были: как обрести внутреннюю свободу; как продуктивно работать в команде; что нужно делать, чтобы слышать другого в команде и что делать, если ты понимаешь, что не готов к следующему этапу, а команда двигается вперед? Эти вопросы появлялись по мере прохождения этапов СДИ. Но перед самой игрой был еще один этап – просмотр фильма Ф. Феллини «Репетиция оркестра». Я смотрела этот фильм во второй раз, и он совершенно по-новому открылся для меня. И тоже поставил вопросы: как не допустить такого разлада в команде? Что нужно делать и не делать лидеру? Как поступать в ситуации разлада и разрешить конфликт? Разделившись на две группы, мы  поделились впечатлениями о фильме и аккумулировали  с помощью ведущих  и мастеров команды герменевтического клуба проблемные вопросы. Для поиска ответа на них нас пригласили в модельное пространство  СДИ. Так началось самое интересное – игра. По мере прохождения этапов я по-другому начинала рассматривать нашу образовавшуюся команду, мы познавали горечь поражений, учились слышать и слушать друг друга, старались быть внимательными и учитывать особенности каждого. Нами порой овладевали сильные эмоции, которые выливались во время рефлексии. Мы учились распределять роли и быстро принимать решения для достижения общей цели. Было сложно, но, на мой взгляд, мы отлично справились и “выросли” как команда, а так же каждый из нас по отдельности.
В конце нашего насыщенного дня была общая рефлексия через зрительные образы – сценки и плакат. Несмотря на сильную усталость, мы справились и с этим этапом, обсудив уже все вместе вопросы, поставленные в начале дня.
После ВПШ у меня было просто море эмоций, и не только у меня. Мы с одногруппниками делились впечатлениями, наконец-то начали общаться все вместе, как раньше, на первом курсе. Чувствуется, что мы как то сплотились, стали внимательнее друг к другу. Я очень надеюсь, что это не разовое явление и мы, правда, стали относиться друг к другу немного лучше.

Лидия Хилик:  13-14 апреля 2018 года в стенах родного МПГУ  под руководством доцента кафедры психологической антропологии прошла весенняя психологическая школа.
Данная школа состояла из двух дней,  первый из которых был очень насыщен разными активностями. Нам посчастливилось стать участниками сюжетно-деятельностной игры, в которой каждый участник команды был важен и необходим. В течение дня мы проходили разные испытания, где учились помогать друг другу, слушать и слышать друг друга, разбирались с навыками эффективной командой работы, как ее организовать, чтобы добиться желаемого результата. Также для меня важным был принцип  рефлексии:  обсуждение после каждого этапа состояния группы, выявление ошибок и недочётов и, самое главное, совместный поиск решений, позволяющих их учесть в дальнейшем. Запомнились испытания “Лифт” и “Переправа”: как мы обсуждали идеи прохождения, а затем и сама их реализация. На первый взгляд это может показаться всего лишь игрой, но нет. Каждое испытание потенциально несло в себе смысл важный для участников, так моделировало типические условия современной жизни и именно обсуждение помогало лучше его понять и открыть для себя в собственном прочтении.
Очень понравилось взаимодействовать со вторым курсом, услышать их мысли, идеи. Мне кажется, стоит проводить больше совместных мероприятий. Ведь таким образом, мы учимся друг у друга, помогаем.
Это были замечательные дни, проведенные в кругу близких людей.

Анастасия НастанюкДля меня подобный опыт участия в сюжетно-деятельностной игре является первым. Данное действо вызвало очень много эмоций, причем совершенно разного спектра – от недоумения до эйфории. Это не просто игра, или некое сценарное проигрывание, это целый путь, в котором я претерпела изменения, или даже более того  – преображение. Прежде всего,  хочется сказать, что это очень сложный процесс, неправильно принимать это за развлечение. Это тот процесс, который может состояться и быть эффективным лишь при полном включении и отдаче всех участников действия. Это не нам создают пространство, а мы сами его создаем, наши ведущие направляли нас, помогали этому пространству начаться, но создателями, как мне кажется, были мы сами. В процессе нам предлагались этапы (испытания или квесты) по совместному решению интересных модельных ситуаций, которые мы должны были пройти, достигнув  определенной цели в заведомо сложных условиях. По мере того, как мы обнаруживали, что  достичь эту цель,  возможно  только при принятии и осмыслении её всеми участниками группы, м ы и становились  постепенно командой. Другим важным моментом была рефлексия; все этапы мы анализировали, делали выводы, что мы смогли получить и что нам еще необходимо.  В процессе прохождения этапов  временами резко менялось настроение – не так легко пережить неудачи. Так на этапе строительства моста  при первой попытке,  я была наполнена энергией, настроение было почти что радостным, так сказался на мне предыдущий этап, я почувствовала свою отдачу в общее дело, от этого случился подъем. Но это состояние было подавлено. Возможно, из-за неудачи в целом, возможно, из-за настолько неожиданно резкого регламента. Во второй раз я шла не только изнеможённой от долгой напряженной деятельности, но и в целом без особого желания прилагать усилия. Однако в ту самую минуту как вся команда оказалась перед материалами, я почувствовала вновь, прилив сил, ответственность за наше общее дело. В целом, у меня остались яркие и положительные впечатления, несмотря на мелкие недоразумения и неудачи. Это удивительное действие, которое сложно объяснить, описать словами, это действие надо пережить и только тогда сможешь понять, что оно несет в себе, как оно тебя преображает.

Маша Козлова: В пятницу мне посчастливилось присутствовать в весенней психологической школе кафедры психологической антропологии. Это мой первый опыт участия в работе подобного формата, и для меня это стало настоящим прорывом! Задача дня – выяснить, что необходимо людям, чтобы стать настоящим коллективом, творить, создавать новое, быть. Для  проблематизации был показан фильм легендарного режиссера Федерико Феллини «Репетиция оркестра», в котором показаны оркестранты, каждый из которых в отдельности любит музыку, свой инструмент, но все вместе они не могут ни выбраться из кризиса, ни  создать настоящую музыку. Фильм поставил вопрос: « Что же нужно, чтобы стать настоящими музыкантами, как должен измениться оркестр, чтобы преодолеть катастрофические последствия собственной ненависти и равнодушия?»    А для раскрытия этой темы ведущие ВПШ погрузили нас в атмосферу фильма «Начало» не менее легендарного режиссера Кристофера Нолана. Участники СДИ погружались в 3 уровня сна разного уровня сложности. После каждого «сна» ведущий помогал нам понять, что нужно было для успешного прохождения этапа, что мешало, а что, наоборот, помогло. Самое интересное задание было на 3 этапе, когда нам необходимо было за 4 минуты построить мост, соединяющий людей, из куска бумаги, ножниц и скотча. При этом мост должен был выдержать мяч, мяч должен был скатиться, а участники – пролезть под ним! Мы не справились с заданием. Поэтому нас погрузили в лимб, где необходимо было задействовать каждого человека. После «лимба»  ведущие снова предложили пройти этап с мостом. И мы справились! Эмоции были непередаваемыми! В конце дня мы ставили сценки и рисовали плакаты, отображая в них решение поставленной в начале дня задачи. Как итог нам удалось выяснить, что необходимо для создания настоящего коллектива. Каждый из нас научился  главному – СЛЫШАТЬ других в условиях индивидуалистической культуры XXI века, БЫТЬ ОТКРЫТЫМИ и осмыслять сложности ПРОЕКТНО, в опоре друг на друга и в диалоге с ведущими и авторами кинопроизведений, насытившими наше пространство яркими образами, прорываться к новому!

Спасибо МПГУ за этот потрясающий опыт! Также хочется выразить отдельную благодарность ведущим и мастерам, которые вместе с нами проходили этот важный и, порой, нелегкий путь!

Евгения Ульданова: 13-14 апреля 2018 года в родном МПГУ прошла Весенняя Психологическая Школа. Для меня такой формат мероприятия был открытием, ранее мне не удавалось побывать на таких событиях. Сказать, что меня это безумно впечатлило, будет мало. Это было невероятно познавательно, прогрессивно и необычно! Каждый из участников пришел добровольно, и это было видно: все были очень увлечены происходящим, нам всем действительно нужен данный опыт. Мы были поглощены общим делом, идея нас захватила. Отдельное спасибо хотелось сказать ведущим и мастерам – настоящим профессионалам своего дела, которое они так любят! Они направляли нас, помогали разобраться, если было тяжело, подбадривали, что особенно важно. Все происходило поэтапно, с каждым разом мы все больше сплачивались и достигали нового, продуктивного результата. В современном мире мы так мало слушаем другого, направляя фокус лишь на себя. Думаю, каждый участник задумался об этом и смог это хоть немного в себе преодолеть. Мы работали с карточками Диксит, рисовали плакаты, чтобы попытаться ответь на вопрос, поставленный перед нами фильмом Фредерико Фелини «Репетиция оркестра»: «Что должно измениться в оркестрантах, чтобы они могли справиться разрухой вокруг и в себе и создать настоящую музыку?» Из-за постоянной включенности в процесс ближе к концу чувствовалась небольшая усталость, но это не помешало нам стать настоящей командой и создать невероятную сценку. Положительные эмоции, воодушевление и, главное, понимание, зачем мы здесь, двигало вперед, к бесценному знанию и навыкам. И результат получился более чем достойным: в наших сценках мы собрали и обобщили весь опыт, полученный за день, нашли яркие образы, которые стали ключом к открытию тайны совместного творчества и опорой в собственных поисках смысла профессии.

Вера  Сидорова: До того как я пошла на весеннюю психологическую школу, я думала, что это  будет что-то нудное и не интересное. Но это было очень здорово, хочу сказать большое спасибо тем, кто вел ее. Многие из упражнений, которые мы делали в этот день, были знакомы по курсу по выбору («Психология коллективного творчества» Н.Б. Ковалева)  и я через них уже проходила. Но в этот раз я взглянула на казалось бы знакомое под другим углом. Важным  содержанием  дня было командообразование и поиск ответа на вопрос,  что надо команде, чтобы быть, способной решать сложные и творческие задачи в условиях ограничения времени и других ресурсов ,   то есть быть командой, а не просто кучкой людей, которые знают друг друга. Очень приятно, что те, кого я уже знаю не один год  – открылись ещё больше. В конце мы все были уставшие, но рады тому, как провели этот день, он был очень полезен. 

Дания Фатихова: Весенняя психологическая школа – это новые знания, знакомства с новыми людьми, чудесно проведенное время в студенческой среде. Этот проект помогает студентам узнать о психологии и возможностях, которые она открывает. В современном мире очень важно не только наблюдать психологические явления, но и уметь работать с ними на практике. Для этого нужно обладать знаниями и практическими умениями. Именно 13 апреля мы попытались это сделать вместе с Ковалевой Натальей Борисовной и командой герменевтического клуба с помощью сюжетно-деятельностной игры, которая называлась «Поиски смысла профессии и обретение внутренней свободы». Поразмышляв на эту тему и затронув ее разные аспекты, мы задались несколькими вопросами, на которых в дальнейшем пытались найти ответ. Нам предложили получить этот необходимый опыт: повысить свою психологическую культуру, подготовиться к переходу во взрослую жизнь, получить «путевку» в профессию психолога. И мы, с удовольствием, командой, начали этот нелегкий путь. И он действительно был нелегкий, так как на каждом этапе были трудности, с которыми мы, к сожалению, не справлялись. Но это нас мотивировало на достижение общей цели, к которой мы в итоге пришли. Мы построили крепкий мост, не нарушив ни одного условия. Так, мы научились понимать друг друга без слов, действовать сообща, проходить через трудности. Наш путь был «через тернии к звездам».

Второй день был не менее насыщенным, так как 3 курс проводил для нас практические упражнения, основанные на логотерапии и психодраме. Также, нас посетила замечательная Демакова Ирина Дмитриевна, которая рассказала нам о своем пути в профессию. А ее команда Корчаковского молодежного центра рассказала нам о лагере и в домашней обстановке мы исполнили несколько песен.

Эти два дня дали понять, что каждый человек уникален и неповторим. И каждый принимает в своей жизни важные решения, например, кем стать и какой путь выбрать.

Виталий Минаев: Весенняя психологическая школа стала для студентов отличной возможностью прикоснуться к практическим аспектам психологической науки, увидеть и прочувствовать на себе ценность психологического знания и возможности его применения. Первый день был серьёзным испытанием для всех участников: не так-то просто выдержать почти 12 часов напряжённой работы (да не просто работы, а работы, связанной с преодолением себя)! Однако  усилия были многократно вознаграждены. Этапы  командообразования позволили участникам изнутри увидеть, как группа становится командой, понять, что нужно для такого преобразования, и за счёт этого опыта  вырасти над собой и всем вместе в творческих сценках ответить на вопрос дня: как и в чем найти опоры для поиска смысла профессионального  творчества   и обретения внутренней свободы.  Думаю, каждый участник, пройдя через ВПШ, немного вырос, окреп в поисках профессионализма:  стал чуть лучше, чуть более знающим, опытным, чуть более принимающим и открытым новому опыту. понимающим других,  альтруистичным. Второй день позволил открыть возможности таких направлений практической психологии как логотерапия и психодрама, прочувствовать на себе их трансформирующий потенциал..  А также вдохновиться чудесными рассказами Ирины Дмитриевны Демаковой и ребят из её команды, воссоздавшим для нас  удивительную атмосферу корчаковского интеграционного лагеря «Наш дом».

Спасибо большое всем, кто участвовал и организовывал  ВПШ-2018! Это был незабываемый опыт!

Информация подготовлена

доцентом кафедры психологической антропологии

Института детства МПГУ,

к.психол.н.

Н.Б. Ковалевой

17 / 04 / 2018

Показать обсуждение