Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

О волонтёрском движении на факультете педагогики и психологии МПГУ

Новости МПГУ

Современная жизнь россиян направлена на материальные достижения, обеспечение хотя бы среднего уровня жизни для себя, что обуславливает отчуждённый характер взаимоотношений с другими. В то же время всё вокруг динамично меняется, цифровые технологии и глобальный интернет формируют новые вызовы обществу, обращая человека к его истинным, духовных качествам.

Роль образования можно увидеть в том, чтобы человек становился способным к живому позитивному общению, к бескорыстной помощи другому и к воспитанию в себе нравственных ценностных ориентаций. Добровольчество и социальное проектирование весьма перспективны как образовательные технологии, и в то же время это – всегда свободный выбор.

Волонтёрская деятельность – эта особая форма добровольной, благотворительной помощи, направленной на улучшение качества жизни людей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, ради благополучия общества.

Для студентов-психологов, социальных работников и педагогов общественная деятельность является возможностью получения специального практического опыта, который содействует тому, чтобы определить сферу своих возможностей и профессиональных интересов.

От производственной практики волонтёрство отличается тем, что является добровольной формой работы, начиная от замысла по осуществлению общественной пользы, через её реализацию, до оценки эффективности и улучшения результата деятельности.

У студентов, обучающихся на факультете педагогики и психологии должны быть развиты качества, способствующие оказанию помощи и поддержки другим людям. Также им необходима сензитивность к социально-значимым проблемам и готовность предлагать, обсуждать и реализовывать возможные варианты решения тех проблем, которые попадают в поле зрения студентов.

С этой целью на факультете с первого семестра 2015 года организуется волонтёрское движение, за которое поручено взять на себя ответственность Антону Черепанову, аспиранту кафедры психологии развития. Имея достаточно большой эмпирический опыт руководителя волонтёрской работы в г. Барнауле (Алтайский край), он получил основание для теоретического осмысления специфики волонтёрской деятельности.

Социальный проект, который организовал А. Черепанов, объединял разных людей, которые умеют или хотят научиться играть на музыкальных инструментах, имеют или хотят развивать у себя творческие способности, а главное – готовые или желающие делать добрые дела.

Иногда затруднён контакт с людьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях, к которым ходят волонтёры. Тогда музыка наряду с другими творческими занятиями является достаточно эффективным средством коммуникации.

Волонтёры присоединялись к движению, узнавая о нём через сообщения в социальных сетях, из СМИ и от своих друзей. Ведущий проводил с ними обучающие занятия по основам клинической психологии, коррекционной педагогики, коммуникативный тренинг. После чего ребята, разделившись на подгруппы, а иногда все вместе посещали детскую больницу, центр социальной реабилитации для несовершеннолетних, хоспис для тяжело больных и умирающих, дом-интернат для престарелых и инвалидов и т.д.

Стоит заметить, что волонтёры в основном не являлись студентами психолого-социального или медицинского направления, они пришли в проект ведомые интересом творческого саморазвития, а также за новым опытом социального взаимодействия, которого у них раньше было. Поначалу им было непросто адаптироваться к тем трудным условиям, в которых порой пребывают подопечные, или приспособиться к их психическим, физическим, социальным особенностям, но желание развиваться, учиться принимать людей такими, какие они есть, быть полезными для нуждающихся помогло систематически приходить в социальные и медицинские учреждения, общаться через музыку и привносить радость.

На сегодняшний день волонтёрская, социальная, общественная деятельность является важнейшей частью культуры в нашем обществе, в котором ослаблены внутрисемейные связи, присутствует недоверие к власти и государству. Продвижение добродетели, социальной ответственности и благотворительности являются залогом, способствующим сплочению нации, укреплению нравственных ценностей и духовному развитию народа.

Начинаться социальная деятельность должна с университетской скамьи, когда юноши и девушки начинают видеть множество трудноразрешимых проблем, к которым они могут приложить свои интеллектуальные, творческие усилия, «прокачивая» свои душевные способности. В рамках образовательного процесса и помимо него у студентов есть возможность учиться друг у друга, вместе организовывать занятия, овладевать полезными навыками, общаясь со старшими коллегами в проблемно-ориентированных проектах волонтёрского движения.

На каждом этапе целенаправленной общественно-полезной деятельности волонтёр должен понимать, что он несёт ответственность за своих подопечных. Так развиваются профессионально важные качества: сензитивность к состояниям других людей; умение диагностировать проблемы подопечных (физические, психические, социальные); умение корректно предложить подходы и способы работы с проблемами подопечных. Руководитель группы волонтеров должен уметь сам и научить других оценивать эффективность осуществляемой деятельности, давать конструктивную обратную связь по улучшению работы.

В движении может участвовать молодёжь от 18 до 30 лет и старше. При осуществлении волонтёрской деятельности молодые люди могут реализовывать свои потребности в межличностном общении, в профессиональном становлении и в развитии нравственных качеств. Волонтёрское движение – общество равных возможностей, в нём есть место людям с инвалидностью.

Достигая в совместной общественной деятельности сплоченности между собой и деятельного сопереживания нуждающимся, молодые люди получают позитивный эмоции, ценный практический опыт и успешное разрешение определённых проблем.

Волонтёрское движение на факультете педагогики и психологии МПГУ зародилось в 2015 году. Наметились перспективы дальнейшего сотрудничества со следующими учреждениями г. Москвы:

1) Союз Охраны Психического Здоровья, курирующий социально-культурную реабилитацию для пациентов психиатрической больницы №22 в Химках;

2) Благотворительный Фонд «Подсолнух», помогающий детям с нарушениями иммунитета в Российской детской клинической больнице;

3) Фондом «Подари жизнь», под патронажем которого находится Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д. Рогачёва;

4) Центр социального обслуживания населения «Крылатское», в котором есть отделение дневного пребывания несовершеннолетних;

5) Фонд Андрея Первозванного, реализующий творческую добровольческую инициативу «Ансамбль доброй воли» и проект «Поющие клоуны» в детском доме-интернате №21;

6) Мастерская творческой и социальной инклюзии «Сундук» – проект сопровождаемой общественно полезной дневной трудовой занятости людей с особенностями развития;

7) Московская областная общественная организация инвалидов и семей с детьми-инвалидами «Мир для всех»

Если у вас есть интерес, желание присоединиться или конкретные предложения по организации деятельности волонтёрского движения на факультете психологии и педагогики, обращайтесь к группе vk.com/fpp_clubdobra.

Таким образом, волонтёрское движение способствует повышению общекультурных и профессиональных компетенций педагогов, психологов и социальных работников. Межличностные коммуникации, обучающие и досуговые мероприятия, самостоятельная добровольно организованная деятельность являются сущностью практической благотворительной работы, осуществляемой волонтёрами со своими подопечными. Участие в волонтёрском движении молодёжи способствует развитию социальной ответственности и духовной культуры.

28 / 12 / 2015

Показать обсуждение