Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Лидии Ивановны Шулайкиной (28.03.1915 – 22.06.1995)

Новости МПГУ

В годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии, наравне с мужчинами, сражалось около 600 000 женщин!   Свыше 90 были удостоены звания Героя Советского Союза, более 100 000 награждены орденами и медалями. Не все женщины, конечно, принимали непосредственное участие в боевых действиях. Многие проходили службу в различных тыловых службах: хозяйственных, медицинских, штабных и так далее. Тем не менее, значительное число их непосредственно участвовало в боевых действиях. При этом, спектр деятельности женщин – воинов был довольно разнообразен: они принимали участие в рейдах разведывательно-диверсионных групп и партизанских отрядов, были санинструкторами, связистами, зенитчиками, снайперами, пулемётчиками, водителями автомобилей и танков. Много женщин было и в авиации: лётчики, штурманы, стрелки-радисты, вооруженцы… При этом, женщины – авиаторы сражались как в составах обычных «мужских» авиационных полков, так и отдельных «женских». Об одной из таких женщин – лётчике-штурмовике Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота (ВВС ВМФ), Герое Российской Федерации, выпускнице МГПИ имени В.И. Ленина, наш материал.

 Лидия Ивановна Шулайкина – ветеран-участник Великой Отечественной войны, гвардии старший лейтенант, единственная женщина – лётчик-штурмовик в морской авиации, Герой Российской Федерации, выпускница Московского государственного педагогического института (МГПИ) имени В.И. Ленина.

Л.И. Шулайкина родилась в семье мастера текстильных машин 28 марта 1915 года в селе Орехово Покровского уезда Владимирской губернии Российской империи (ныне – город Орехово-Зуево областного подчинения в Московской области. Орехово-Зуево образовалось в результате слияния в 1917 году (попытки объединения были ранее в 1889 и 1901 годах) села Зуево Богородского уезда Московской губернии (старейшее, известно с XIII века (первое упоминание 26 марта 1209 – Волочёк Зуев) с селом Орехово и посёлком Никольское Покровского уезда Владимирской губернии. В 1929 году в черту города также была включена деревня (фабричный посёлок) Дубровка. Город – один из старейших в России центров текстильной промышленности, которая развита в Орехове ещё с XVIII века (с начала деятельности предпринимателей Морозовых). 17 августа 1917 года город получает современное название и статус. С апреля 2019 года г. Орехово-Зуево стал административным центром Орехово-Зуевского городского округа).

В 1930 году Лидия окончила школу-семилетку №1 в г. Орехово-Зуево. В 1933 году окончила Московский индустриально-педагогический техникум имени Профинтерна. С 1933 года работала учителем в средних школах города Орехово-Зуево, преподавала слесарное дело в школе №6 и технологию металлов в техникуме г. Орехово-Зуево.

День авиации 18 августа 1935 года для семнадцатилетней Лидии оказался «роковым». Солнечным утром она пришла на расцвеченный флагами аэродром. Её пригласили покататься на самолёте. При посадке в самолёт Лидию охватил страх и она хотела убежать, но одновременно пришёл и стыд за своё малодушие. Она превозмогла себя и села в кабину. Оглушительно затрещал мотор. Самолёт побежал, подпрыгивая на неровностях поля. Лидия в ужасе закрыла глаза. Но вот тряска прекратилась и она почувствовала, что летит. Лидия открыла глаза и перед её взором предстал мир простора, света и легкости. Страх сменился удивлением, затем и радостью. Непременно стану пилотом, – решила она, когда через несколько минут снова оказалась на земле. Вскоре в местный аэроклуб Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим, ныне – ДОСААФ) пришла статная смуглая девушка, изъявившая желание летать.

В 1937 году Лидия окончила Орехово-Зуевский аэроклуб. Была хорошо известна и как активный участник самодеятельной оперной труппы в родном городе, исполняла партию Татьяны Лариной в опере «Евгений Онегин», Ольги в «Русалке», Марфы в «Царской невесте». С 1937 по 1939 год параллельно с работой в школе работала лётчиком-инструктором в аэроклубе. Авиация и общество лётчиков так увлекли её, что она отказалась от работы в школе и оставила даже сцену. В мае 1939 года она была переведена на полную работу в аэроклуб. Тут же в аэроклубе она познакомилась с лётчиком-истребителем лейтенантом Сергеем Кирюшкиным, который вскоре стал её мужем. Через год у них появилась дочь Тамара. Счастливо жила молодая семья. Вместе работали в аэроклубах, вместе летали на трассах Гражданской авиации в Грузии.

В 1940 году, после того, как её муж С. Кирюшкин окончил Качинское авиационное училище, молодая семья переехала к месту службы в Закавказье. До мая 1941 года Лидия Ивановна проработала пилотом в Сухумском авиаотряде Гражданского воздушного флота СССР. С мая 1941 года – лётчик-инструктор аэроклуба Свердловского района города Москвы. В начале Великой Отечественной войны аэроклуб был эвакуирован в Удмуртскую АССР, где Лидия Ивановна продолжила работу инструктором, подготовив свыше 200 лётчиков для действующей армии.

В 1942 году аэроклубы начали расформировывать и на их базе создавать школы первоначального обучения военных лётчиков. В августе 1942 года в такую школу была переведена и Лидия Ивановна. Взяв дочку, она уехала в город Сарапул (Удмуртской АССР), служила лётчиком-инструктором 3-й авиационной школы первоначального обучения ВВС ВМФ, готовившей лётчиков для морской авиации. Летала на самолётах У-2, УТ-2, и Р-5. Осенью 1942 года Лидия получила извещение о гибели мужа в боях под Сталинградом. На следующий год она узнала и о гибели брата и окончательно решила во что бы то ни стало добиться отправки на фронт.

9 апреля 1943 года Л.И. Шулайкиной было присвоено воинское звание «младший лейтенант». Приехав в 1943 году в Москву и выполнив служебные дела, она зашла к начальнику отдела кадров Военно-Воздушных Сил Народного Комиссариата Обороны. Но там её вежливо выпроводили. Тогда она обратилась к генерал-майору авиации Ежову. Он выслушал её и пообещал помочь в осуществлении просьбы. Генерал слово сдержал.

Так, после неоднократных рапортов об отправке на фронт, в апреле 1944 года Лидия Ивановна, оставив свою дочь Тамару на попечение бабушки, была зачислена в 3-е военно-морское авиационное училище лётчиков (город Безенчук Куйбышевской области, затем переведено в Таганрог).

В августе 1944 года Лидия Ивановна окончила училище и попросилась туда, где «жарко». Её направили в 7-й гвардейский пикировочно-Таллинский Краснознамённый ордена Ушакова III степени авиационный полк 9-й штурмовой Ропшинской Краснознамённой ордена Ушакова II степени авиационной дивизии ВВС Краснознамённого Балтийского флота (командир полка дважды Герой Советского Союза Алексей Ефимович Мазуренко (20.06.1917-11.03.2004, Никольское кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге). Лидия много слышала о боевых делах балтийских штурмовиков и, в частности, о дважды Герое Советского Союза Николае Васильевиче Челнокове (9.05.1906-16.07.1974, Головинское кладбище) и Герое Советского Союза А.Е. Мазуренко, а потому осталась довольна своим назначением. С первой же группой лётчиков она выехала в часть.

Командир полка А.Е. Мазуренко по-отечески встретил молодых лётчиков. Пополнение ему понравилось. Молодёжь выглядела решительной и рвущейся в бой с врагом. Сомнение вызывала лишь Л. Шулайкина:

– Не женское это дело штурмовать корабли, – сказал он.

– Это верно. Дело не женское, воинское. Но думаю слажу. Не подведу, – ответила она.

Сомнения подполковника Мазуренко и его товарищей были не безосновательны. В своих способностях и правильности решения сомневалась и сама Лидия. Летать над сушей – это не то, что летать над морем, когда под тобой не твёрдая земля, а зыбкая и холодная пучина. Человек не рыба и в случае вынужденной посадки в воде долго жить не может. Кроме того бомбометание и стрельба на полигоне – это не боевые схватки с реальным и злобным врагом, с его зенитным огнём и истребителями. Единственная женщина-летчик в полку понимала, как трудно ей доказать свое равноправие в таком геройском мужском коллективе. Нужно было воевать так, чтобы быть подстать мужчинам. И Лидия Ивановна собрала в один кулак все свои внутренние силы и волю. Лишь иногда в её тихой улыбке проскальзывали напряжение и скрытая тревога.

Однажды она даже пыталась бравировать бесстрашием – не имея приборов слепого полёта, летала в облаках. Товарищи не одобрили её браваду. Они дали ей понять, что храбрость и риск должны подчиняться целесообразности. Назначили Лидию Ивановну рядовым лётчиком в первую эскадрилью, которой командовал старший лейтенант Павлов. Это был дружный коллектив скромных людей и опытных лётчиков. Человеческое внимание и сердечная теплота новых боевых друзей быстро сблизили Лидию Ивановну с ними. Она почувствовала себя как бы в родной семье.

Благодаря телеканалу «Звезда», разыскавшему однополчанина Лидии Ивановны, – лётчика Орлова Владимира Иосифовича (29.05.1923), мы узнали об одном из сюжетов лётной жизни нашей героини: «Это я её принимал в полк, я был старшим лейтенантом тогда, а наш командир погиб, я его временно замещал. С Лидой целая канитель была, да. Сначала я проверил пилотирование на Ил-2, на котором сам летал. И вот во время этого экзамена смотрю: она всё время с сиденья вниз сползает, думаю: «Мешает ей что-то на сиденье?». Отлетала она нормально, приземлились. Я её спрашиваю: «А что ты елозишь?». А она так на мысочках поднимается, и улыбается… Тут я и сообразил, что она маленького роста и до педалей не дотягивается своими ножками. Мы занялись «усовершенствованием» Ил-2, который как раз находился в ремонте. Педали удлинили, и вскоре Лида Шулайкина вылетела в свой первый боевой полет. …Мы с ней участвовали в Прибалтийской и Моонзундской операциях. Лидия Шулайкина прекрасно исполняла оперные арии, иногда прямо во время полёта».

Сначала Лидия Ивановна летала на дозорные, связные и разведывательные полёты на лёгком самолёте По-2, а в сентябре 1944 года пересела на штурмовик Ил-2. В том же 1944 году вступила в ряды ВКП(б). С сентября 1944 года Л.И. Шулайкина принимала активное участие во всех боевых вылетах эскадрильи, в которой служила. Первый боевой вылет произошёл внезапно. Лидия Ивановна занималась тренировкой вновь прибывших лётчиков. Она вылетела на тренировку на самолёте «УТ-2». Но по радио пришло приказание немедленно вернуться на аэродром. Когда она приземлилась, все приготовления самолётов к боевому вылету уже закончились. Буквально на ходу штурман эскадрильи лейтенант Жилин объяснил ей задачу:

– В районе залива Кунда обнаружено 15 фашистских быстроходных десантных барж. На бомбоштурмовой удар идёт шесть машин. Группу ведёт Павлов. Вы в строю третья.

С тревожным чувством летела Лидия Ивановна. Её беспокоило не то, что может погибнуть. Её волновал вопрос – сумеет ли правильно выполнить боевую задачу.

Огненные трассы снарядов и пуль прочертили небо. Вокруг самолётов появились белые шапки разрывов – «шарики», как их называла Лидия Ивановна. Впервые в жизни она видела настоящий огонь врага. Но вскоре она перестала замечать разрывы. Всё её внимание сосредоточилось на ведущем.

Перед вылетом Павлов сказал:

– Ничего не бойся. Следи за мной и делай как я. Всё будет в порядке.

И она, как привязанная, шла за ведущим. Внезапно Павлов развернулся и ушёл вниз. Вслед за ним скрылся и второй самолёт. Лидия Ивановна посмотрела вниз и увидела порт Азери, пирс и стоявшие вражеские корабли.  Следуя за ведущим, она ввела самолёт в пикирование. Высота быстро уменьшалась. Лидия сбросила бомбы и открыла пушечно-пулемётный огонь. На высоте около 200 метров она резко вырвала самолёт из пике и, совершив противозенитный маневр, вышла из атаки. Первое боевое задание выполнено – она не растерялась, не струсила. Шестёрка штурмовиков разрушила пирс и уничтожила два корабля, и в этом успехе был и её вклад. А потому на душе стало радостно и она запела «Катюшу».

На аэродроме Лидию Ивановну горячо поздравляли с первым успехом. Крепкие рукопожатия соратников лучше всяких слов свидетельствовали о признании в ней боевого лётчика. Только Павлов указал ей на оплошности – она несколько запоздала с вводом машины в пикирование и слишком резко вывела самолёт из пикирования. Без оскорбительной снисходительности и официальной сухости помогал командир эскадрильи молодому штурмовику Л.И. Шулайкиной.

Однако их дружба продолжалась недолго. В серый декабрьский день 1944 года они, как всегда, вместе вылетели на задание. Оба прорвались через смертоносный огонь и удачно отбомбились по вражеским кораблям. Не успели они отойти от цели, как самолёт Павлова задымил и начал снижаться. Лидия Ивановна неотступно следовала за ним. Наконец самолёт друга коснулся воды и стал быстро погружаться. Через несколько секунд на воде осталась лишь резиновая лодка, в которую успел забраться стрелок. Василий Павлов ушёл на дно вместе с самолётом. Лидия Ивановна знала – всё кончено, однако уйти не могла. Она сделала круг, другой, третий… Она кружилась над местом гибели Павлова много раз. Уже подобрал стрелка и ушёл вызванный ею корабль, а штурмовик продолжал кружить в последнем прощании над холодным зимним морем… Когда в баках остались считанные килограммы бензина, Лидия Ивановна вернулась на аэродром и заплакала.

Болезненно переживала Лидия Ивановна эту, да и другие утраты. Не раз в тайне от всех плакала горькими слезами, и хотя хорошо понимала, что война без жертв не бывает, она была женщина, мать, потерявшая на войне мужа, брата, а теперь теряющая близких товарищей, друзей. На людях же Лидия Ивановна держалась стойко. Неумолимая и святая ненависть к врагу брала верх над женской слабостью. Она становилась суровее, твёрже, решительней и злее.

Вскоре эскадрилья в составе шести штурмовиков вылетела для нанесения удара по вражеским кораблям в районе острова Абрука в Рижском заливе. Как всегда, Лидия летела третьей. Летели днем при хорошей видимости. Ещё издали лётчики заметили в 4-5 километрах от острова большое скопление фашистских кораблей. Враг также заметил самолёты и открыл сильный заградительный огонь. Разрывы зенитных снарядов встали плотной стеной перед ними.

– Приготовиться к атаке! – скомандовал по радио ведущий.

Лидия Ивановна вслед за ним ввела самолёт в пике, открыла пушечно-пулемётный огонь и, точно прицелившись, нажала кнопку бомбосбрасывателя. Выходя из пикирования, Лидия Ивановна мельком взглянула на приборную доску. Три белых лампочки сигнализации сброса бомб продолжали гореть. Ею овладел ужас – три бомбы не ушли на врага. Решение созрело мгновенно – атаку повторить! Невзирая на сосредоточенный зенитный огонь, почти над самыми кораблями она развернулась и сбросила бомбы на транспорт. Они упали точно. Окутанное клубами пара и дыма, судно стало валиться на бок и, перевернувшись, затонуло. Лидия Ивановна, вспоминая этот бой, удивлялась, что осталась живой, а самолёт невредимым. Это был самый тяжёлый для неё вылет в ходе войны.

По возвращении оружейник признался, что второпях забыл предупредить Л.И. Шулайкину о том, что систему сбрасывания он поставил с залпового на одиночное бомбометание. Однако Лидия Ивановна дружелюбно улыбнулась и сказала:

– Всякое бывает. Главное то, что транспорт потоплен!

После этого случая оружейник особо тщательно готовил вооружение её самолёта.

И в дальнейшем храбрая женщина выполняла самые опасные задания. 1 ноября 1944 года Л.И. Шулайкиной было присвоено воинское звание «лейтенант».

С особой теплотой о Л.И. Шулайкиной отзывался её фронтовой друг Вячеслав Александрович Фатов (25.08.1928 – 22.07.2018, Старейший дизайнер Ленинградской Мухинской школы, член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров и Клуба ветеранов СПб СД; Южное кладбище Санкт-Петербурга, 11 Зелёный участок): «С Лидочкой Шулайкиной был знаком во время службы в 12-м истребительном полку прикрытия штурмовиков 9-й авиационной дивизии ВВС ВМФ. Я был самый молодой в дивизии и она ко мне относилась по матерински».

В составе полка с 26 августа 1944 по 9 мая 1945 года Лидия Ивановна совершила 36 успешных боевых вылетов на штурмовике Ил-2. Принимала участие в Таллинской (17-26.11.1944), Моонзундской (27.09-24.11.1944), Восточно-Прусской (13.01-25.04.1945) и Берлинской (16.04-2.05.1945) наступательных операциях. Лидия Ивановна потопила лично 1 транспорт, 1 самоходную десантную баржу, сторожевой катер и шаланду, а в группе участвовала в потоплении свыше 10 кораблей противника, включая миноносец, 3 быстроходные десантные баржи и канонерскую лодку. Участвовала в атаках на военно-морские базы Пиллау и Свинемюнде. Особо отличилась при разгроме вражеского конвоя в Данцигской бухте в дни штурма Кёнигсберга в апреле 1945 года, когда экипаж Л.И. Шулайкиной одним из первых прорвался через зону сплошного зенитного огня к вражеским транспортам, проявляя образец мужества и бесстрашия, и потопил один из них. Последний боевой вылет Лидия Ивановна совершила 9 мая 1945 года на поддержку десанта в районе датского острова Борнхольм. Победный день Л.И. Шулайкина закончила в Кольберге (немецкое название, ныне – Колобжег (в переводе с польского «около берега»).

После демобилизации, Лидия Ивановна продолжала службу в ВВС ВМФ СССР, стала старшим лётчиком того же полка (полк базировался в городе Колобжег (Польша). С июля 1947 года – лётчик 81-й отдельной транспортной авиационной эскадрильи ВВС 4-го ВМФ (Калининград), где перешла на лётную работу на Ли-2. 26 ноября 1947 года Л.И. Шулайкиной было присвоено воинское звание «старший лейтенант». С сентября 1951 года – лётчик 65-го отдельного транспортного авиационного полка авиации ВМФ (Москва).

С 30 ноября 1955 года Лидия Ивановна в запасе. С 1955 года работала учителем домоводства в Москве. В 1970 году окончила факультет иностранных языков Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина и продолжала работать преподавателем английского языка в московской школе.

С 1990 года Лидия Ивановна ушла на пенсию, проживала в Москве, активно участвовала в работе ветеранских и общественных организаций, была заместителем председателя Президиума Совета ветеранов Балтийского флота.

Лидия Ивановна Шулайкина была награждена орденами Отечественной войны I степени (11.03.1985), двумя орденами «Красного Знамени (1.11.1944, 23.05.1945); медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «За боевые заслуги» (26.02.1953), «За взятие Кёнигсберга» (1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «Ветеран труда», юбилейными медалями.

В 90-е годы было найдено написанное ещё в 1945 году представление её к званию Героя Советского Союза. На этом основании, Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 года №1554 «О присвоении звания Героя Российской Федерации активным участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»: «За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, присвоить звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда» (№48) Шулайкиной Лидии Ивановне – старшему лейтенанту в отставке.

Л.И. Шулайкина скончалась 22 июня 1995 года. Похоронена на Долгопрудненском Центральном кладбище (участок 10), которое расположено в Московской области в г. Долгопрудный. Кладбище делится на Центральное и Южное, имеет два выхода – Центральный и Северный. Кладбище находится в оперативном управлении ГБУ г. Москвы «Ритуал».

В память о Лидии Ивановне Шулайкиной, её имя присвоено одной из улиц города Орехово-Зуево. В сентябре 1997 года на одном из зданий по этой улице в её честь установлена мемориальная доска. В честь героического лётчика установлена мемориальная доска в Калининграде.

Источники:

-Симонов А.А., Чудинова С.В. Женщины – Герои Советского Союза и России. – М.: Фонд «Русские витязи», Музей техники В. Задорожного, 2017.

-Морские лётчики – Герои Советского Союза. Шулайкина Лидия Ивановна. – Морской сборник. -№8, 2020.

-Доценко В.Д. Морской биографический словарь. – Санкт-Петербург, 1995.

-Сафронова А., Курносова Т. (Сотрудники Центрального Военно-Морского архива). Лидия Шулайкина – штурмовик. – Гатчинская правда.

-В небе лётчики Балтики: Из боевой истории авиации дважды Краснознамённого Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны, 1974.

http://900igr.net/prezentacija/bez_uroka/ikh-imena-v-nazvanjakh-ulits-nashim-zemljakam-gerojam-vojny-posvjaschaetsja-222582/shulajkina-lidija-ivanovna-11.html

http://inorehovo.ru/novosti/k-75-letiyu-pobedy/nashi-geroi-sovetskogo-soyuza-lidiya-shulaykina-edinstvennaya-zhenshchina-v-morskoy-aviacii-vremen-vov

https://zen.yandex.ru/media/aero/-kak-uchitelnica-na-shturmovike-il2-voevala-5bc48ef4b7a6b100ac907cd3

-Реквизиты документа: ЦАМО. Юбилейная картотека награждений, шкаф 63, ящик 2. Номер документа 179

https://pamyat-naroda.su/awards/anniversaries/1524696523

-Реквизиты документа: ЦАМО. Учётно-послужная картотека. Шкаф 237. Ящик 15.

https://pamyat-naroda.su/person/officers/9035502

https://victorymuseum.ru/encyclopedia/heroes/shulaykina-lidiya-ivanovna/

https://tvzvezda.ru/news/201505180834-f00s.htm

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=7622

https://www.moypolk.ru/soldier/shulaykina-lidiya-ivanovna

http://airaces.narod.ru/woman/shulikna.htm

https://twitter.com/mosinka2020/status/1286711094736834567

https://portret.moypolk.ru/soldier/shulaykina-lidiya-ivanovna

https://vk.com/wall-98221643_260974;

https://ozgdou45.edumsko.ru/oz100/heroes-of-our-time/post/210894

https://pamyat-naroda.ru/heroes/sm-person_guk3121227/; http://www.letunij.narod.ru/Shulaikina1.html

https://www.polkmoskva.ru/people/1046320/; –https://wikichi.ru/wiki/Lidiya_Shulaykina

https://vk.com/id73098262; https://1418museum.ru/heroes/34239960

 

Материал подготовил:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий.

22 / 06 / 2021

Показать обсуждение