10 августа заканчивается прием документов на очное обучение в магистратуре МПГУ. По направлению «Педагогическое образование» кафедра управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования предлагает три программы: «Менеджмент в образовании», «Менеджмент проектов и программ» и «Экспертная деятельность в сфере образования».
В ходе приемной кампании, дней открытых дверей, подготовительных курсов, вебинаров, консультаций абитуриенты задают вопросы, стараясь выбрать для себя наиболее подходящую программу. Вот о чем нас спрашивают особенно часто.
– Почему Вы предлагаете несколько программ, в чем из отличие?
– Наиболее долгая история у нашей программы «Менеджмент в образовании». Она, можно сказать, «выросла» из профессиональной подготовки и переподготовки руководителей школ. Наш вуз и конкретно наша кафедра, возглавляемая тогда легендарным ученым-педагогом Татьяной Ивановной Шамовой, первой в России обосновала специфику деятельности директора школы и стала целенаправленно учить этой работе. Хотя надо сказать, что каждый год мы эту программу целенаправленно обновляем с опорой на современные вызовы и принципы опережающего управления.
С ростом популярности программы наш контингент расширяется. К нам стали приходить на учебу люди с разными карьерными траекториями и планами, новыми профессиональными интересами. Да и само профессиональное поле в управлении образованием становится разнообразнее. Наряду с карьерой руководителя организации все более востребованы навыки по:
– управлению образовательными, культурно-просветительскими, социальными проектами,
– организации культурных и образовательных событий;
– разработке и реализации программ развития конкретных направлений деятельности или структур,
– руководству проектными офисами и программными дирекциями.
Откликом на эти профессиональные запросы стала программа «Менеджмент проектов и программ», более доступная для молодежи, начинающей свой путь в управлении современным образованием. Но эту магистратуру целенаправленно выбирают и опытные руководители. В применении проектного похода они находят серьезный ресурс повышения эффективности управления крупным образовательным комплексом. Так, в этом году обучение по программе «Менеджмент проектов и программ» успешно завершили представители управленческой команды школы 1231 Москвы – активного и успешного участника многих московских образовательных проектов, победителя общероссийского рейтинга школьных сайтов – во главе с директором Викторией Викторовной Тиуновой. Руководитель программы, профессор Ольга Анатольевна Шклярова отмечает, что интенсивное профессиональное общение опытных управленцев и современной активной молодежи, возникающее на программе благодаря уникальному составу и высокой интерактивности обучения, оказывается очень полезным для каждого участника.
Кстати, это не единственный пример обучения командами. На разные наши программы приходят учиться вместе по нескольку человек из одной организации, и это дает синергетический эффект.
– А чем отличается программа «Экспертная деятельность в сфере образования»?
– Эта программа тоже родилась из соответствующих профессионально-образовательных запросов. Сегодня образовательная экспертиза востребована на самых разных направлениях как внутри образовательных организаций, так и во внешнем контуре. Она стала неотъемлемым компонентом управления качеством образования на всех уровнях. Понятие «педагогическая экспертиза» нашло отражение в современном образовательном законодательстве. На практике она необходима и для нормативных актов, и для образовательных программ, и для методических разработок, и для политических решений. Обучаясь на программе, наша теперь уже выпускница Алла Владимировна Евстратикова совместно со своим научным руководителем профессором Еленой Леонидовной Болотовой описала и обоснована специфику экспертной деятельности к особого вида профессиональной деятельности в образовании. А сегодня группа наших студентов под руководством руководителя программы, действующего эксперта Соета Федерации и Государственной Думы доцента Сергея Владимировича Ускова разрабатывает соответствующий профессиональный стандарт.
Студенты и выпускники программы успешно проходят аккредитацию как эксперты на федеральном и региональном уровне. Но абитуриенты должны понимать: без профессионального опыта успешно учиться на этой программе и стать квалифицированным экспертом вряд ли возможно. Поэтому вступительные испытания на «Экспертную деятельность в сфере образования» мы проводим отдельно от остальных наших педагогических программ.
– Так все-таки программы кафедры являются прикладными или «академическими»?
– Традиционно наш вуз уделяет серьезное внимание развитию исследовательских компетенций. Татьяна Ивановна Шамова рассматривала научно-исследовательский подход как необходимое условие повышения качества педагогической и управленческой деятельности, и мы остаемся верны этой традиции.
Мотивированные на исследования студенты успешно продолжают сотрудничество с кафедрой. Так, в прошлом месяце блестяще защитила кандидатскую диссертацию выпускница программы «Экспертная деятельность в сфере образования» Наталья Владимировна Ломоносова. Наталья Владимировна продолжила работу, начатую в ходе магистерского исследования, во время стажировки под началом руководителя программы «Менеджмент в образовании» профессора Ольги Петровны Осиповой.
Вместе с тем все темы исследований наших магистрантов носят прикладной характер. Как правило, это заказы с места работы, которые тут же внедряются в практику. Мы открыты инновациям, ищем методы, помогающие студентам разрабатывать и реализовывать востребованные и эффективные решения.
– В чем отличия обучения по очной и заочной форме? Возможно ли совместить очное обучение с работой?
– Совмещать не только возможно, но и рекомендуется. Мы выстраиваем учебный график таким образом, чтобы это можно было осуществить. Аудиторные занятия стараемся уместить в субботу и во второй половине одного буднего дня. Для наших первокурсников на все два года обучения в качестве такого учебного дня запланирован четверг. Кроме того, возможен индивидуальный график. Все наши дисциплины сопровождаются рейтинг-планами на основе систематизированных заданий по каждой теме и поддержкой в информационной среде, что позволяет работающим всегда быть в контакте с преподавателями и не отрываться от образовательного процесса. Задания и дисциплины ориентированы на поддержку проведения исследования каждым магистрантом.
Заочная форма обучения по нашим программам предусматривает три сессии в году длительностью примерно по 10 дней с таким же электронным сопровождением между сессиями. Она удлиняет обучение на один семестр. При этом все наши кафедральные образовательные и научные мероприятия также открыты и для заочников.
Подробнее узнать о программах и проведении вступительных испытаний можно на консультации, которая состоится 10 августа в 15 ч. в Корпусе МПГУ на проспекте Вернадского, 88 ауд. 212. Смотрите также презентацию.
Прием документов идет до 18:00 10 августа по адресу пр-кт Вернадского, 88.
Желаем Вам, дорогие абитуриенты, сделать правильный выбор!
Мария Гончар, зав. кафедрой
управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, ИСГО