Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Наша история

Дореволюционный период

История МПГУ началась в 1872 году, когда В. Герье основал Московские высшие женские курсы (МВЖК).

history-1_new
История Московского педагогического государственного университета, насчитывающая почти 150 лет, началась в ноябре 1872 года, когда российский историк и общественный деятель Владимир Герье с одобрения императора Александра II основал Московские высшие женские курсы (МВЖК) — первое учебное заведение в России, открывшее женщинам любого сословия доступ к высшему образованию на родине. До этого они могли учиться только в зарубежных университетах.

Образовательная программа сначала была двухлетней, специализаций почти не было, преобладали историко-филологические дисциплины. Курсы в разные годы располагались в разных зданиях, в том числе в здании Политехнического музея. К середине 1880-х годов число слушательниц превышало 200 человек — для тех лет немало. Набор на МВЖК был прекращен в 1886 году, после чего они существовали в формате «общедоступных лекций» для женщин в Политехническом музее и «коллективных уроков», организованных Московским обществом воспитательниц и учительниц.

В 1900 году курсы получили статус государственного учреждения.

Работа МВЖК была возобновлена в 1900 году — курсы получили статус государственного учреждения, были открыты два факультета — физико-математический и историко-филологический.

В 1905 году, во время первой русской революции, когда Владимир Герье уехал за границу, директором МВЖК был избран выдающийся российский мыслитель Владимир Вернадский — основатель нескольких наук, автор учения о биосфере, — однако к своим обязанностям так и не приступил. Впрочем, он работал на МВЖК как профессор, открыв здесь минералогический музей.

history-2

В том же 1905 году МВЖК возглавил 36-летний Сергей Чаплыгин — один из основоположников современной гидроаэродинамики, впоследствии академик АН СССР. Под его руководством МВЖК выросли в большое учебное заведение с факультетами по всем основным научным направлениям тех лет.

5 октября 1913 года был открыт главный аудиторный корпус на Малой Пироговской улице, дом 1 — его стеклянную крышу спроектировал знаменитый инженер Владимир Шухов.

В 1913 году был открыт главный аудиторный корпус на Малой Пироговской.

history-3

На МВЖК в разные годы преподавали выдающиеся представители дореволюционной научной мысли.

Профессорами истории были Василий Ключевский — признанный лидер московской исторической школы — и Иван Цветаев — создатель и первый директор Музея Изящных искусств (ныне ГМИИ имени А.С.Пушкина), отец поэтессы Марины Цветаевой.

Физику преподавал Алексей Столетов — выдающийся русский физик и электротехник, астрономию — Федор Бредихин, создатель московской астрофизической школы и директор Пулковской обсерватории, химию — Николай Зелинский, изобретатель угольного противогаза, использовавшегося в первую мировую войну.

С МВЖК связана научная и преподавательская деятельность основоположника российской экспериментальной биологии Николая Кольцова, географа и антрополога (автора термина «антропосфера») Дмитрия Анучина, основоположника физиологии питания Михаила Шатерникова, других известных ученых, многие из которых продолжили научную карьеру при советской власти.

history-4

 

Советский период

В 1918 году МВЖК были преобразованы во Второй московский государственный университет (Второй МГУ).
В 1921 году был открыт педагогический факультет, в последующие годы определявший лицо вуза.

В 1918 году по решению Народного комиссариата просвещения МВЖК были преобразованы во Второй московский государственный университет (Второй МГУ) в составе трех факультетов: историко-филологического, физико-математического и медицинского.

С 1919 по 1924 год ректором Второго МГУ был Сергей Наметкин — выдающийся химик-органик, впоследствии академик АН СССР. В период его ректорства — в 1921 году — был открыт педагогический факультет, в последующие годы определявший лицо вуза.

 


В 1930 году Второй МГУ был разделён на три самостоятельных вуза, его правопреемником стал один из них — Московский государственный педагогический институт (МГПИ). Сначала МГПИ носил имя Андрея Бубнова, наркома просвещения РСФСР, а затем — вплоть до 1997 года — Владимира Ленина, что вскоре привело к появлению бренда, сохранившегося по сей день, — «Ленинский пединститут».

В 1920-30-е годы в университете работали Отто Шмидт — географ, математик и астроном, исследователь Арктики, Николай Баранский — основоположник экономической географии в СССР, Александр Хинчин — один из основателей советской школы теории чисел и теории вероятности, Вениамин Каган — создатель школы дифференциальной геометрии, Григорий Ландсберг — основоположник научной школы по спектроскопии и спектральному анализу. Здесь преподавали Игорь Тамм — будущий лауреат Нобелевской премии по физике, Лев Выготский — самый известный в мире российский психолог.

В годы Великой Отечественной войны МГПИ прерывал работу лишь на месяц осенью 1941 года, когда Москва была на осадном положении. Из-за войны срок обучения был сокращен до трех лет, многие студенты, аспиранты и преподаватели ушли на фронт, четверо стали Героями Советского Союза. В 1944 году при МГПИ были открыты Высшие педагогические курсы, тогда же институт получил право защиты диссертаций на факультетах. В годы войны к МГПИ были присоединены Московский дефектологический институт и Московский индустриально-педагогический институт имени К.Либкнехта. Позже, в 1960 году, к МГПИ был присоединен Московский городской педагогический институт имени В. П. Потёмкина.

В годы войны к МГПИ были присоединены Московский дефектологический институт и Московский индустриально-педагогический институт имени К.Либкнехта. Позже, в 1960 году, к МГПИ был присоединен Московский городской педагогический институт имени В. П. Потёмкина.

В послевоенные годы в МГПИ преподают Алексей Лосев — всемирно известный философ и филолог, исследователь античности, Петр Новиков — математик, академик АН СССР, уволенный из вуза за письмо в защиту своего ученика-диссидента, другие выдающие ученые. В МГПИ были организованы первые в стране методические кафедры, которые возглавили ученые-педагоги, хорошо знающие специфику работы средней и высшей школы. Преподаватели вуза писали учебники, по которым занималось не одно поколение российских школьников и студентов, в числе авторов наиболее популярных учебников — географ Владимир Максаковский, профессор МПГУ, в июне 2014 года отметивший свой 90-летний юбилей.

За большие заслуги в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров, развитии научных исследований и в связи с 100-летием со дня основания Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1972 года Московский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина награжден орденом Ленина.

Несмотря на то, что главной задачей МГПИ всегда была подготовка кадров для школьного образования, в послевоенные годы преподаватели университета вели прикладные научные исследования для других отраслей. В промышленности использовались, например, результаты исследований сотрудников университета, связанные с защитой металлов от коррозии (профессор Степан Балезин), разведкой полезных ископаемых (заведующая кафедрой геологии Вера Варсонофьева), химией красителей (заведующий лабораторией химии красителей и теории цветности Всеволод Измаильский).

Среди известных учителей, директоров школ, управленцев, исследователей образования немало выпускников МГПИ.

В Советском Союзе существовала жесткая система распределения выпускников вузов, и, окончив педагогический институт, человек, как правило, начинал работать учителем в школе. Среди учителей, директоров школ, управленцев, исследователей образования, имена которых сегодня на слуху, немало выпускников МГПИ. Можно назвать экс-руководителя Департамента образования Москвы Любовь Кезину и директора московского Центра образования N109 Евгения Ямбурга, разработавшего в 2013 году профессиональный стандарт педагога, многих других директоров школ и известных учителей Москвы.

В числе выпускников известные писатели, режиссеры, барды, политики, журналисты.

Но и в советские годы, окончив педагогический институт, молодые люди выбирали самые разные карьерные траектории. В числе выпускников есть известные писатели (Юрий Коваль, Сергей Иванов, Юрий Ряшенцев) и режиссеры (Петр Фоменко, Георгий Бабушкин, Владимир Македонский). Из студенческой среды МГПИ в период «хрущевской оттепели» вышло целое созвездие бардов — Юрий Визбор, Ада Якушева, Юлий Ким, Вадим Егоров, Юрий Коваль и другие, и благодаря сложившейся в тот период песенной культуре аббревиатуру МГПИ расшифровывали и как «московский государственный поющий институт». Среди выпускников разных лет есть успешные политики — например, депутаты Госдумы Владимир Лукин и Андрей Исаев; телеведущий Александр Архангельский.

 

В 1990 году МГПИ был преобразован в МПГУ, ставший первым педагогическим университетом в мире.

В 1987 году ректором МГПИ был избран математик Виктор Матросов, возглавлявший вуз более 25 лет, ставший за эти годы членом-корреспондентом, а затем академиком двух государственных академий — Российской академии наук и Российской академии образования.
В августе 1990 года МГПИ был преобразован в МПГУ — Московский педагогический государственный университет им. В.И. Ленина, ставший первым педагогическим университетом в мире.

 

 

Постсоветский период

МПГУ одним из первых в стране стал использовать двухступенчатую систему подготовки кадров «бакалавр + магистр».

В 1990-е годы МПГУ переживал те же трудности, что и все российское образование, главной из которых была катастрофическая нехватка государственного финансирования. Несмотря на это, университет продолжал развиваться — создавались новые подразделения, открывались новые специальности и направления подготовки. В 1992 году МПГУ одним из первых в стране стал использовать двухступенчатую систему подготовки кадров «бакалавр + магистр». Сохранялись и развивались связи со школами Москвы, где студенты университета проходят практику. В этом же году МПГУ был награжден почетной грамотой Президиума Верховного Совета Российской Федерации за большой вклад в подготовку высококвалифицированных научно-педагогических кадров и в связи с 120-летием со дня основания.

В 2007 году по результатам общероссийского конкурса МПГУ вошел в число вузов, получивших государственную поддержку на реализацию инновационных образовательных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование». За два года появились новые разработки в содержании образования, образовательных технологий, информационной среде университета.

В 2007 году МПГУ вошел в число вузов, получивших государственную поддержку на реализацию инновационных образовательных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Оставаясь педагогическим по основному направлению подготовки кадров, МПГУ продолжает развиваться как многопрофильный университет. Это касается и научных исследований. В 2008 году в университете был создан научно-образовательный центр «Нанотехнологии»,

МПГУ одним из первых в стране стал использовать двухступенчатую систему подготовки кадров «бакалавр + магистр».

выполняющий фундаментальные теоретические и экспериментальные исследования структур, свойств и функций сложных биополимеров и наноматериалов. Мировую известность имеют исследования МПГУ по сверхпроводимости.

В 2009 году МПГУ был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

В постсоветский период МПГУ де-факто остается «главным педагогическим вузом страны», объединяя усилия коллег из других педагогических вузов и классических университетов, где также готовят педагогов. На базе МПГУ действует Учебно-методическое объединение (УМО) по образованию в области подготовки педагогических кадров. Представители университета участвуют в разработке и корректировке концептуальных государственных документов, определяющих пути развития не только педагогического образования, но и российской системы образования в целом. На базе МПГУ ежегодно работает комиссия по присуждению премий Правительства РФ в области образования.

В августе 2013 г. исполняющим обязанности ректора МПГУ был назначен Алексей Львович Семенов, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН и РАО, ранее возглавлявший Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский институт открытого образования» (МИОО), специализирующийся на реализации программ дополнительного профессионального образования.

Под руководством А.Л.Семенова университет стал участником ряда крупных проектов, в том числе связанных с модернизацией педагогического образования в России. Так, при участии представителей МПГУ был разработан проект Концепции поддержки развития педагогического образования, основные положения которого вошли в Комплексную программу повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций. В 2015 г. МПГУ успешно прошел государственную аккредитацию.

Деятельность А.Л.Семенова на посту руководителя МПГУ характеризовалась многочисленными нововведениями, которые нередко вступали в противоречие со сложившимися традициями университета и педагогического образования в целом. Многие инициативы не находили поддержки в коллективе и у ведущих преподавателей вуза. Особенно негативную реакцию вызывало стремление к сокращению фундаментальной части образовательного процесса и предметной подготовки будущих педагогов. Неоднозначное отношение многих членов коллектива вызывал и общий стиль руководства вузом.

В ноябре 2016 г. исполняющим обязанности ректора МПГУ был назначен Алексей Владимирович Лубков – доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО. До этого А.В.Лубков работал заместителем директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

В 1978 –1983 гг. он учился на историческом факультете МГПИ имени В.И.Ленина, который окончил с отличием. Во время студенчества был Ленинским стипендиатом, секретарем факультетского комсомола, членом комитета комсомола института. С 1983 г. работал на кафедре истории СССР (советский период) ассистентом, старшим преподавателем. В 1984–1987 гг. был секретарем комитета ВЛКСМ института и членом Ленинского РК ВЛКСМ г. Москвы. Принимал активное участие в организации и проведении Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1985 г.), за что был удостоен высокой государственной награды – медали «За трудовую доблесть».

После учебы в аспирантуре в 1990 г. под руководством профессора Э.М.Щагина защитил кандидатскую диссертацию. После защиты диссертации работал доцентом кафедры новейшей отечественной истории. В 1991–1998 гг. был деканом исторического факультета МПГУ. В 1998 г. защитил докторскую диссертацию. В дальнейшем до 2006 г. являлся проректором по научной работе – первым проректором МПГУ. Одновременно работал профессором кафедры новейшей отечественной истории, а в 2002–2009 гг. – и.о. заведующим кафедрой истории России МПГУ.

В 2006 – 2013 гг. работал в МИОО проректором и по совместительству – профессором кафедры социально-гуманитарных дисциплин, заведующим указанной кафедрой.

В 2013 – 2014 гг. – занимал должность проректора МПГУ. В 2016 г. перешел на работу в Министерство образования и науки Российской Федерации на должность заместителя директора департамента государственной политики в сфере высшего образования.

23 мая 2017 г. в МПГУ состоялась Конференция работников и обучающихся по выборам ректора на альтернативной основе. По результатам тайного голосования на должность ректора университета подавляющим числом голосов был избран исполняющий обязанности ректора А.В.Лубков.

Представляя свою программу на Конференции работников и обучающихся по выборам ректора на альтернативной основе, А.В. Лубков предложил комплексный подход к инновационному развитию МПГУ, предполагающий, в частности, широкое вовлечение университета в различные формы партнерства с высокотехнологичными компаниями, структурами РАН и РАО, сферой бизнеса, государственными и общественными организациями. Большое внимание в программе кандидата было уделено и вопросам участия МПГУ в проектах регионального и федерального масштаба, увеличения внебюджетных доходов вуза, модернизации его социальной инфраструктуры, повышения уровня социальной защищенности работников и, в первую очередь, профессорско-преподавательского состава, поддержки молодых ученых и преподавателей, развития международного и межрегионального академического сотрудничества.

Особый акцент в программе А.В.Лубкова был сделан на проблемах формирования гражданственности, патриотизма и семейных ценностей у обучающихся, повышения уровня их духовно-нравственной культуры, развития взаимодействия с Русской Православной Церковью и другими традиционными для нашей страны конфессиями.

В начале 2017 г. по инициативе А.В.Лубкова в университете был разработан и принят «План антикризисных мероприятий МПГУ», ставший основой деятельности по достижению финансовой стабильности в вузе. Кроме того, Ученым советом был рассмотрен и утвержден документ стратегического характера – «Концепция развития МПГУ на период 2017–2020 годы: от возрождения к созиданию нового облика педагогического образования».

Концепция базируется на возрождении классических отечественных норм подготовки учителей – с четко выраженной предметностью, нравственно-воспитательной составляющей, а также их тесным сопряжением с современными социокультурными реалиями, внедрением инновационных технологий, цифровизацией, иными актуальными задачами, стоящими перед российским образованием. Как было отмечено в одном из центральных СМИ, «заявлен один из ключевых трендов системного оздоровления, которое энергично проводит глава Минобрнауки О.Ю.Васильева». Концепция развития МПГУ объединяет уникальные особенности, исторические традиции и потенциал вуза как первого педагогического университета России, а также передовой опыт ведущих университетов мира.

В Концепции сформулирована современная миссия МПГУ, состоящая в «обеспечении преемственности и развитии культуры современной России через восстановление отечественного педагогического образования на основе гармоничного сочетания традиций и инноваций, формирования российской идентичности и профессионализма будущих педагогов, всемерного раскрытия их талантов». Возврат к фундаментальности и предметности подготовки педагога Концепция представляет в виде синтеза предметной, психолого-педагогической, культурной и общепрофессиональной подготовки.
Реализация Концепции позволит качественно изменить подход к подготовке научно-педагогических кадров на основе принципов преемственности и обновления. В ходе реализации Концепции особое внимание планируется уделить участию МПГУ в международных образовательных проектах. Особо важным направлением станет участие университета в разработке пакета образовательных и просветительских продуктов для системного продвижения русского языка и культуры России за рубежом.

В рамках реализации Концепции в течение 2017 г. были: пересмотрены учебные планы и основные образовательные программы высшего образования с целью усиления их фундаментальности, предметной и профессиональной направленности; были проведены конкурсные отборы на должности педагогических работников, выборы заведующих кафедрами и деканов факультетов с установлением срока трудового договора до 5 лет, что позволило стабилизировать кадровую ситуацию и нивелировать перекосы кадровой политики прежних лет; реализован комплекс организационно-штатных мероприятий, направленных на оптимизацию функциональной структуры университета, достижения плановых заданий по росту заработной платы профессорско-преподавательского состава.

Последовательное выполнение «Плана антикризисных мероприятий МПГУ» и Концепции в 2017 г. позволило не только устранить негативные тенденции в отдельных сферах деятельности университета, но и придать новый импульс развитию образовательной, научной и международной деятельности университета, значительно усилить его культурно-просветительское значение.

27 ноября 2017 г. А.В.Лубков представил Отчет ректора МПГУ Ученому совету: «Об итогах работы университета за 2016/2017 уч.г., задачах и плане работы университета на 2017/2018 уч.г.», который был единогласно одобрен Ученым советом.

На современном этапе МПГУ активно включился в процесс подготовки новых кадров для цифровой экономики в сфере цифрового образования. На основе российских традиций, с учетом общемировых и национальных ценностей, принимая во внимание личностный и культурный компоненты инноваций, Университет реализует площадку для разработки цифровых технологий и сетевых моделей единой информационно-образовательной среды, которые будут работать на благо всего отечественного образования.