Навигация по сайту

Научные школы

Научная школа профессора М.Я. Блоха: Коммуникативно-парадигматическая лингвистика

Название школы:  Коммуникативно-парадигматическая лингвистика. Основные направления деятельности:  уровневая структура языка, парадигматический синтаксис, диктемная теория текста, когнитивно-прагматический аспект высказывания, оппозиционная структура грамматических категорий. Научная и практическая значимость исследований в рамках школы определена формулировкой направлений: использование результатов в преподавании по дисциплинам подготовки лингвистов-исследователей, лингвистов-преподавателей, лингвистов-переводчиков и референтов; в преподавании иностранных языков в средней школе; в...
Читать далее
Основные направления научных исследований
  • уровневая структура языка
  • парадигматический синтаксис
  • диктемная теория текста
  • когнитивно-прагматический аспект высказывания
  • оппозиционная структура грамматических категорий

Сравнительное и историческое исследование языков

Научная школа «Сравнительное и историческое исследование языков» была создана профессором Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина Владимиром Дмитриевичем Аракиным (1904 — 1983). Для данной школы характерны три направления – сравнительно-историческое, сопоставительное и сравнительно-типологическое. Эти исследования опирались на богатый фактологический материал двух ареалов – восточного и западного. Основными требованиями научной школы Владимира Дмитриевича являются: опора на языковой материал, рассмотрение структурных характеристик языков во взаимосвязи и...
Читать далее
Основные направления научных исследований
  • сравнительно-историческое
  • сопоставительное
  • сравнительно-типологическое

Фонетический аспект речевой коммуникации

Научная школа «Фонетический аспект речевой коммуникации» работает на кафедре фонетики и лексики английского языка Московского педагогического государственного университета. С момента создания школы (1963г.) и по настоящее время работа проводится  в двух основных направлениях: научные исследования в области фонетики английского языка, развитие системы обучения практической и теоретической фонетике и воплощение этой системы в вузовских учебниках по данным дисциплинам. Научная школа была основана Мариной Алексеевной Соколовой (1924 – 2010), кандидатом филологических наук, профессором, одним из...
Читать далее
Основные направления научных исследований
  • научные исследования в области фонетики английского языка
  • развитие системы обучения практической и теоретической фонетике и воплощение этой системы в вузовских учебниках по данным дисциплинам

Коллоквиалистика и лексикология немецкого языка

Кафедра немецкого языка (заведующий кафедрой – д.ф.н., проф. Л.А. Нефедова) начала работать с 28 августа 2014 года после слияния двух кафедр: кафедры лексики и фонетики немецкого языка и кафедры грамматики немецкого языка. Кроме того, в состав кафедры влилась секция немецкого языка кафедры второго иностранного языка. Кафедры ведут свою историю с момента основания факультета иностранных языков в 1948 году. В начале 70-х годов на кафедре лексики и фонетики немецкого языка сложилась научная школа «Коллоквиалистика и лексикология немецкого языка» под руководством д.ф.н., проф., заслуженного...
Читать далее

Грамматография немецкого языка. Функциональный анализ грамматических единиц немецкого языка

На кафедре грамматики немецкого языка сложилась научная школа «Грамматография немецкого языка. Функциональный анализ грамматических единиц немецкого языка», основателем которой был к.ф.н., проф. Б.А. Абрамов. Сфера научных интересов Б.А. Абрамова охватывала проблемы теоретической грамматики немецкого языка, сопоставительной типологии немецкого и русского языков. В рамках школы подчеркивается необходимость выявления всего спектра функциональных характеристик языковых единиц, а также их прагматических значений. Научная школа разрабатывает следующие направления, предложенные Б.А.Абрамовым:...
Читать далее
Основные направления научных исследований
  • функционально-семантическая характеристика императива
  • темпоральность
  • экспрессивный и эмоциональный синтаксис

Функциональное исследование языковых единиц, описание лексической и синтаксической семантики немецкого языка

В настоящее время руководство научным направлением кафедры немецкого языка «Функциональное исследование языковых единиц, описание лексической и синтаксической семантики немецкого языка» осуществляет д.ф.н., проф. Л.А. Нефедова, автор более 140 научных и учебно-методических публикаций. Основные работы Л.А. Нефедовой: 1) Явление девиации в лексике современного немецкого языка. Монография. – М.: Прометей, 2002. 2) Иноязычная лексика в современном немецком языке: иноязычная лексика в контексте заимствования и словообразования: монография. – М.; МПГУ, 2012. Под руководством Л.А. Нефедовой...
Читать далее

Функционально-ономасиологическое описание французского языка

Основателем научной школы на кафедре грамматики французского языка стал выдающийся ученый и педагог Владимир Григорьевич Гак. Направление исследований, которые велись под его руководством преподавателями и аспирантами кафедры, В.Г. Гак обозначил как Функционально-ономасиологическое описание французского языка. В статье, озаглавленной «О функционально-ономасиологическом подходе к изучению языка», которой открывается методическое пособие «Лексико-синтаксическая синонимия (ономасиологическое описание французского языка)», созданное преподавателями кафедры С.Л. Закаржевской, З.Г. Косниковой,...
Читать далее
Основные направления научных исследований
  • Функционально-ономасиологическое описание французского языка
  • Лексико-семантические исследования в области французского языка
  • Ареальная французская фразеология