Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Фонетический аспект речевой коммуникации

Научная школа «Фонетический аспект речевой коммуникации» работает на кафедре фонетики и лексики английского языка Московского педагогического государственного университета.

С момента создания школы (1963г.) и по настоящее время работа проводится  в двух основных направлениях: научные исследования в области фонетики английского языка, развитие системы обучения практической и теоретической фонетике и воплощение этой системы в вузовских учебниках по данным дисциплинам.

Научная школа была основана Мариной Алексеевной Соколовой (1924 – 2010), кандидатом филологических наук, профессором, одним из ведущих отечественных специалистов в области теоретической фонетики английского языка. За годы деятельности научной школы М.А.Соколовой были подготовлены десятки специалистов в области фонетики английского языка, которые успешно работают как в МПГУ, так и во многих других высших учебных заведениях Российской Федерации.

В настоящее время научной работой школы руководит доктор филологических наук, профессор Елена Леонидовна Фрейдина.

Отличительной особенностью исследований, проводимых в рамках научной школы, является междисциплинарный подход к изучению фонетических явлений. В качестве теоретических оснований используются не только научные разработки в области фонетики, но и достижения целого ряда других дисциплин: теории текста, теории коммуникации, прагматики, стилистики, риторики, социолингвистики, лингвокультурологии. Междисциплинарный характер исследований определяет их теоретическую и практическую значимость в контексте современных концепций языка, культуры, коммуникации.

Эти идеи получили  развитие в научных исследованиях, которые проводятся в рамках следующих направлений: фонетический аспект устного речевого дискурса, звучащая речь в социофонетическом и лингвокультурном аспектах, прагмафонетический аспект устного речевого дискурса, семантика текстовой просодии.

Большое внимание уделяется изучению фонетического аспекта риторического дискурса. Исследования в рамках этого направления продолжают научные разработки в области прагмафонетики и фоностилистики, в то же время объект исследования, публичная речь обусловил обращение к теории риторики.  Разработке проблем просодии риторического дискурса посвящены монография М.Я.Блоха и Е.Л.Фрейдиной «Публичная речь и ее просодический строй», 2011,  кандидатская диссертация О.Н.Смирновой «Просодический строй парламентской публичной речи (на материале выступлений в палате лордов и палате общин)», 2011,  коллективная монографии «Просодия публичной речи», 2013 (авторы Е.Л.Фрейдина, М.Ю. Сейранян, Н.А.Ковпак, Ю.П.Королева, Т.М.Пчелина, О.Н.Смирнова).

В связи с возросшим интересом лингвистов к проблемам межкультурной коммуникации особую актуальность приобрели научные исследования, направленные на изучение английского национально-культурного пространства. Включение в сферу рассмотрения особенностей менталитета, национального характера, культуры речевого общения позволило по-новому осветить и интерпретировать некоторые аспекты английской речевой интонации. Выявление и системное описание социальных, лингвокультурных и индексальных маркеров в звучащей речи позволяет установить источники языкового варьирования и демонстрирует тесную взаимосвязь языка, общества, культуры (кандидатские диссертации  М.С.Савиновой «Просодия как маркер профессиональной принадлежности говорящего (на материале британских интервью)», М.С.Маковецкой «Роль просодии в реализации взаимодействия участников группового общения (на материале полилога-дискуссии)», 2012; А.Н.Рахматуллиной «Фонетические маркеры эксцентричности (на материале английского языка», 2012г.)

В русле прагмафонетического направления исследований выполнена монография О.А.Первезенцевой «Построение просодической модели структурной организации речевого акта на английском языке (в условиях русско-английской интерференции), 2011, в которой просодия звучащей речи рассматривается с учетом физиологических, психолингвистических и коммуникативно-прагматических факторов, влияющих на порождение и восприятие сообщения, а также монография М.Ю.Сейранян «Конфликтный дискурс: социолингвистический и прагмалингвистический аспекты», 2012, в которой просодическая реализация устного речевого дискурса изучается в динамике социального взаимодействия его участников.

Результаты научных исследований используются при создании системы обучения практической и теоретической фонетике и написании рабочих программ, учебников и учебных пособий по этим и смежным дисциплинам.

В последние годы опубликованы учебник «Теоретическая фонетика английского языка»  (авторы М.А.Соколова, И.С.Тихонова, Р.М.Тихонова, Е.Л.Фрейдина) – Дубна: Феникс+, 2010; учебное пособие «Теоретическая фонетика английского языка. Практикум.» (авторы О.А.Первезенцева, Е.Л.Фрейдина, М.Ю.Сейранян и другие.) – Дубна: Феникс+, 2011; учебник «Практический курс фонетики английского языка (с аудиокурсом)» (авторы: М.А.Соколова, И.С.Тихонова, Е.Л.Фрейдина). –  Дубна: Феникс+, 2010.

Сегодня научная школа представлена несколькими поколениями специалистов, ее научный потенциал позволяет успешно решать как научно-исследовательские, так и практические задачи в сфере обучения фонетическому аспекту речевой коммуникации на английском языке.