Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Научная школа профессора М.Я. Блоха: Коммуникативно-парадигматическая лингвистика

Название школы:  Коммуникативно-парадигматическая лингвистика.

Основные направления деятельности:  уровневая структура языка, парадигматический синтаксис, диктемная теория текста, когнитивно-прагматический аспект высказывания, оппозиционная структура грамматических категорий.

Научная и практическая значимость исследований в рамках школы определена формулировкой направлений: использование результатов в преподавании по дисциплинам подготовки лингвистов-исследователей, лингвистов-преподавателей, лингвистов-переводчиков и референтов; в преподавании иностранных языков в средней школе; в разнообразной редакторской деятельности, устной и письменной переводческой и референтской деятельности; в практике художественного перевода.

Историческая справка:

Предпосылки основания школы были заложены профессором Иртеньевой Н.Ф., введшей в научно-исследовательскую и практическую деятельность кафедры грамматики и истории английского языка положения, относящиеся к парадигматическим отношениям синтаксических конструкций. Это направление было оформлено в научную школу учеником проф. Иртеньевой Н.Ф. Блохом М.Я., ныне возглавляющим кафедру, в 1983 году. Проф. Блох М.Я. показал, что парадигматические отношения лежат в основе построения текста и они объединяют грамматический строй языка (морфологию и синтаксис) со всеми  другими сторонами языка  — фонематической, просодической, лексической, фразеологической, стилистической. Именно в этой интерпретации язык предстает в виде единого речепорождающего механизма, главными составными частями которого являются грамматический строй, лексический строй, фонетический строй, стилистический строй.

Год основания школы: 1983 г.

Основатель школы: проф. Блох М.Я.

Этапы становления школы:  1. Разработка общих принципов теории парадигматического синтаксиса: 1973 — 1975 гг. 2. Выдвижение и разработка положения о   примарной синтаксической системе языка: 1975 — 1977 гг. 3. Выдвижение и разработка понятия коммуникативной парадигматики: 1977 — 1983 гг. 4. Выдвижение и разработка понятия диктемы как элементарной сегментно-тематической единицы целого текста: 1983 — 1984 гг. 5. Разработка положений о парадигматических подсистемах языка и их роли в построении текста через его диктемный строй: 1984 г. по настоящее время (см. п. 2).

Представители школы: д.ф.н., проф. Козлова Л.А. (парадигматическая теория системной и текстовой конверсии); д.ф.н., проф. Шлейвис П.И.(парадигматико-уровневая теория частей речи); д.ф.н., проф. Шадрин В.В (парадигматическая теория номинализации и словообразования); д.ф.н., проф. Андреева К.А. (нарратологическая теория текста); д.ф.н., проф. Гумовская Г.Н.(парадигматическая теория текстового ритма); д.ф.н.,  проф. Боева Н.Б.(парадигматическая теория грамматической омонимии); д.филос.н., д.ф.н.,проф. Колыхалова О.А.(парадигматическая теория билингвизма); д.ф.н., проф. Семенова Т.Н. (парадигматическая теория соотношения личных и нарицательных имен); д.ф.н., проф. Борисова Л.М. (теория неформального слоя лексики); д.ф.н.,проф. Сергеева Ю.М. (строй внутренней речи); д.ф.н., проф. Великая Е.В. к.ф.н., доц. Поляков С.М. (парадигматическая теория диалогической речи) и др.

Роль школы в развитии системы образования определяется выпущенными в ее рамках учебниками и пособиями по английскому языку.

Руководитель школы в настоящее время: д.ф.н., проф. Блох М.Я.

Научные результаты деятельности школы: разработка принципов коммуникативно-парадигматической лингвистики по направлениям, указанным в п. 2.

Количество защищенных диссертаций: докторских — 14; кандидатских — свыше 150.

Количество изданных:  монографий — 18; учебных пособий — 25; статей — 250. Особо значимые: Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка ( 1-е изд. 1983, 6-е изд. 2008, 7-е в печати); Блох М.Я. Теоретические основы грамматики ( 1-е изд. 1986, в печ. 5-е- изд 2008, 6-е в печ.); Блох М.Я., Поляков С.М. Строй диалогической речи (1992); Блох М.Я., Семенова Т.Н Имена личные в синтагматике, парадигматике и прагматике (2000), Блох М.Я. Сергеева Ю.М. Внутренняя речь (2009); Блох М.Я., Фрейдина Е.Л. Публичная речь и ее просодический строй (2010); Блох М.Я., Великая Е.В. Просодия в стилизации текста (2012);  Блох М.Я., Аверина А.В. Поле эпистемической модальности в пространстве текста (2011); Семенова Т.Н. Антропонимическая индивидуализация (2001); Боева Н.Б. Грамматическая антонимия в современном английском языке (2000); Козлова Л.А. Проблемы функционального сближения частей речи (1997).

Современное состояние кадрового потенциала: в рамках школы уже подготовлены и выдвигаются на защиту1 докторская диссертация и 4 кандидатских диссертаций, на разных ступенях подготовки находится еще 10 кандидатских диссертаций, 3 докторских диссертации. Близки к завершению 3 коллективные монографии, создаваемых под руководством проф. М.Я. Блоха. Авторы монографий — высококвалифицированные специалисты-лингвисты.

Перспективы дальнейшего развития школы определяются активной научно-исследовательской работой, проводимой в рамках школы по направлениям, указанным в п. 2