Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Сравнительное и историческое исследование языков

Научная школа «Сравнительное и историческое исследование языков» была создана профессором Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина Владимиром Дмитриевичем Аракиным (1904 — 1983). Для данной школы характерны три направления – сравнительно-историческое, сопоставительное и сравнительно-типологическое. Эти исследования опирались на богатый фактологический материал двух ареалов – восточного и западного. Основными требованиями научной школы Владимира Дмитриевича являются: опора на языковой материал, рассмотрение структурных характеристик языков во взаимосвязи и взаимодействии, использование принципа историзма как фактора причинности языковых изменений, практическая ценность выводов и ясность изложения.

За годы деятельности научной школы В.Д. Аракина были подготовлены десятки специалистов в области лексикологии, стилистики, типологии английского языка, которые успешно работают как в МПГУ, так и во многих других высших учебных заведениях Российской Федерации. В качестве теоретических оснований используются научные разработки в области лексикологии, лексикографии, терминологии, терминографии, фразеологии, фразеографии и стилистики. В настоящее время на кафедре проводятся многочилсенные исследования в области современных направлений лингвистики, а именно, лингвострановедения и лингвокультурологии, истории языка, теории прагматики, социолингвистики, гендерной лингвистики, когнитивистики.

Исследования, проводимые на кафедре в настоящее время, находят сове отражение в многочисленных учебниках, учебных пособиях, монографиях и научных публикациях. Преподаватели кафедры уделяют большое внимание и практическому аспекту преподавания английского языка. Так, выдержал несколько изданий учебник Т.С. Самохиной и Е.М. Диановой «Пусть ваш английский станет еще лучше!» (2012), непременным успехом пользуются пособия, созданные Т.С. Самохиной для старшекурсников – «Эффективное деловое общение в контексте разных культур и обстоятельств. Учебное пособие по профессиональной межкультурной коммуникации» (2012) и «Они и мы: Америка, Англия, Россия» (2012). Типологию родного и иностранного языкак студенты могут изучать по учебникам О. В Афанасьевой, М.Д. Резвецовой и Т.С. Самохиной «Сравнительная типология английского и русского языков» (2000) и «Практикуму по сравнительной типологии английского и русского языков» (2009).

Преподаватели кафедры разрабатывают пособия по лексикологии английского языка: в 2011 и 2013 годах вышли учебные пособия Н.Н. Морозовой по лексикологии “The Last Word on Words” и «Practice Makes Perfect”; опубликовала пособия по лексикологии Н.А. Лаврова (2010, 2011). О.Г. Чупрына является Лауреатом Всероссийской выставки «Лучшее учебно- методическое издание в отрасли» (2011) за коллективную монографию «Проблема описания семантики древнего слова (на материале древнеанглийского языка)». – Язык в проблемном поле гуманитаристики: коллектив. монография. – Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: Поморский университет, 2010. Активно разрабатываются проблемы терминологии: монографии Е.А.Никулиной (2005) и В.А. Иконниковой (2008, 2013) посвящены вопросам взамодействия английской терминологии и фразеологии и развитию юридической терминологии соответственно. Л.А. Манерко работает в области когнитивного терминоведения, является автором многочисленных монографий и статей, редактором сборников научных материалов как в России, так и за рубежом.

Молодые преподаватели кафедры работают над докторскими и кандидатскими диссертациями: в 2013 году защитила докторскую диссертацию Н.А. Лаврова («Контаминация как словотворческая модель: структура, семантика, стилистика, прагматика»), в 2014 — В.А. Иконникова («Возникновение и развитие культурного компонента в англоязычной юридической терминологии» ). В рамках прагмалингвистики, социолингвистики и лимнгвокультурологии написана кандидатская диссертация И.А.Карповой «Лингвокультурологический концепт «позитивное мышление» в работах американских социальных психологов» (2011), проблемам развития языка и исторической самантики посвящена кандидатсткая диссертация Е.М. Ефремовой «Структурно-семантические и функциональные особенности многокомпонентных композитов в современном английском языке» (2012); освещает вопросы лингвострановедения и лингвокультурологии диссертационное исследование М.А. Нимгировой «Структура и семантика ойконимов США и Канады» (2012). Ежегодно в научных семинарах и научно- практических конференциях участвуют профессора кафедры О.Г.Чупрына, Л.А. Манерко, Т.С. Самохина, Е.М. Дианова, Е.А. Никулина; публикуют статьи и тезисы доценты и старшие преподаватели кафедры С.Ю. Степанова, Д.Р. Теркулова, М.А.Кузина, Е.С.Пешехонова, И.А.Карпова, М.А. Нимгирова, М.А. Соколова, О.А.Силина.