Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН

НАВСТРЕЧУ 150-ЛЕТИЮ МПГУ

О кафедре

Концепция кафедры

Кафедра психологии развития была основана в 1988 г. Создание кафедры психологии развития на факультете педагогики и психологии – органичное структурное образование для факультета, готовящего специалистов в области психологии.

Создание кафедры было вызвано необходимостью теоретического обоснования и научно-практического обеспечения профессионального образования, а также воспитания и развития личности студентов.

Кафедра существенно развивается в рамках научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности», исходя из следующих теоретических позиций: личность по своей феноменологии предполагает развитие. Личность, её самосознание и внутренняя позиция опосредованы системой общественных отношений, её развитие осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает формирования уникальной внутренней позиции личности. Концепция воспитания и развития личности строится, прежде всего, на признании диалектического единства трех факторов: 1 – предпосылок развития (генотипа, врожденных особенностей человека); 2 – социальных условий; 3 – внутренней позиции самого человека.

Согласно концепции В.С. Мухиной человек рассматривается в двух исторически свойственных ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Исторически обусловленными реалиями существования человека выступают: предметный мир; природа; образно-знаковые системы; социально-нормативное пространство. Все реалии определяют развитие личности, ее бытие и ее внутреннюю позицию.

Исходя из того концептуального положения, что самосознание личности развивается через присвоение существующих в культуре ценностных ориентаций, кафедра берет на себя ответственность поднимать культурный, нравственный и профессиональный уровень студентов, бакалавров, магистрантов. Обучение направленно на ориентацию в проблемах самосознания в их культурном, этническом, конфессиональном контекстах, на ориентацию в условиях бытия и развития личности и других, немало важных аспектов.

Кафедра психологии развития ориентирована на подготовку профессионалов для работы:

  1. в университетах и НИИ страны в качестве преподавателей и исследователей;
  2. в сфере науки по специальностям: 19.00.01. – «Общая психология. Психология личности. История психологии»; 19.00.13. – «Психология развития. Акмеология» и другим смежным областям психологии. Силами руководителя кафедры В.С. Мухиной был создан диссертационный совет Д 212 154 12 при МПГУ. Совет выпускает кандидатские и докторские диссертации;
  3. в психологических и психолого-медико-социальных центрах, психологических службах, научно-исследовательских центрах, образовательных учреждениях, учебных центрах и других организациях, заинтересованных в психологическом сопровождении и развитии личности на всех этапах онтогенеза.

Цель кафедры – формирование представлений у обучающихся о многообразии составляющих психического развития на разных этапах онтогенеза как условия рождения личностного начала в человеке. Научная и гражданская позиция кафедры: быть личностью – значит, прежде всего, хотеть и уметь брать ответственность за себя, за окружающих, за Отечество, и за все человечество. Быть личностью – значит понимать ценность послушания идисциплинированности. Быть личностью – значит свободно осуществлять свой выбор ценностей Великого идеополя общественного сознания, в мире социальных отношений.

Сверхзадачи кафедры

I. Для студентов, бакалавров, магистрантов, аспирантов, докторантов

  1. дать обучающимся представление о предтечах исторического движения человека к пониманию себя как личности; о разнообразии возможных путей развития человека как личности в разных цивилизациях, в разных социальных условиях; о феноменологической глубинной потребности человека быть личностью, возникающей при многообразии существующих идеологий (философии, науках, религиях), но не во всех цивилизациях;
  2. создать у обучающихся установку на усвоение знаний и их перенос не только в базис профессии на собственную научную и практическую деятельность, но и на сущностные ориентиры для развития собственной личности;
  3. сформировать у обучающихся потребность в непрерывном развитии себя как профессионального психолога, как ученого и как личности, готовой отвечать за себя, за окружающих и за мир в целом.

II. Для сотрудников кафедры

  1. названные выше задачи на глубинном уровне научной и личностной рефлексии;
  2. ставить в основу каждого базового курса методологические ориентиры, выстроенные в истории отечественной философии и науки;
  3. при построении исследования исходить из методологических основ, обоснованных в теоретической части конкретной работы;
  4. вступая в профессиональное общение (вопросы по содержанию доклада, статьи, монографии), необходимо уметь формулировать сущностные интеллектуальные посылы, соответствующие обсуждаемой проблеме;
  5. вступая в профессиональное общение, необходимо уметь включать позитивные эмоциональные посылы для установления деловых, продуктивных форм общения.

Сверхзадачи кафедры решаются: системным повышением квалификации преподавателей, развитием их в качестве ученых-исследователей; систематическими изданиями учебников, учебных пособий и монографий, среди которых можно выделить изданные в 2008 – 2014 годах и находящиеся в печати.

 

Преподаватели кафедры публикуют свои теоретические и исследовательские работы в журнале «Развитие личности», который входит в перечень ВАК, а также в других журналах, входящих в перечень ВАК: «Гуманизация образования», «Преподаватель XXI век», «Наука и школа», «Высшее образование в России», «Народное образование», «Вестник Московского городского педагогического университета. Серия педагогика и психология», «Известия Южного федерального университета», «Казанский педагогический журнал», «Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова», «Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова» и др.

Кафедра разрабатывает научную тему «Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты» по следующим фундаментальным и поисковым направлениям исследования:

  • феноменология развития и бытия личности;
  • методология психологических исследований;
  • акмеология научного творчества;
  • моральное сознание и ценностно-смысловые ориентации личности;
  • развитие личности на всех этапах жизненного пути;
  • личность в экстремальных условиях и в условиях депривации;
  • личность и этносы в условиях интернационализации и глобальной аккультурации;
  • условия воспитания и развития личности;
  • развитие внутренней позиции личности.

Основные области научных исследований кафедры: общая психология, психология личности, психология развития, возрастная психология, история психологии, этнопсихология, психологическое консультирование и сопровождение, психологическая помощь в экстремальных и кризисных ситуациях, акмеология. Обозначенные направления имеют выход в официальную психологию через публикации в текстах учебников, учебных пособий, монографий и научных статей.

Полученные результаты исследований в области развития и бытия личности в различных социальных, культурных и этнических условиях на сегодняшний день объективно являются базовыми основаниями развития отечественной психологической науки и практики. Основанные на методологических позициях технологии взаимодействия с детьми, подростками, молодежью, взрослыми и пожилыми дают практический эффект как в индивидуальной, так и в групповой, и массовой работе психолога.

На кафедре специальное внимание уделяется организации и проведению практик обучающихся как важнейшей части профессиональной подготовки психолога. На базе кафедры создается Учебно-научный центр экспресс-психологической помощи в экстремальных ситуациях, ориентированный на создание дополнительных условий эффективного обучения специалистов, бакалавров, магистрантов, аспирантов, докторантов.
Заведующая кафедрой В.С. Мухина создатель и автор концепции журнала «Развитие личности», его бессменный главный редактор. В редакцию журнала входят сотрудники кафедры и ученики В.С. Мухиной. Журнал ориентирован на профессионалов науки и практики; на тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности.

Преподаваемые дисциплины
  1. Акмеология развития личности
  2. Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
  3. Введение в клиническую психологию
  4. Введение в пренатальную психологию
  5. Введение в профессию
  6. Введение в специальность
  7. Возрастно-психологический подход в консультировании
  8. Возрастно-психологическое консультирование
  9. Геронтопсихология
  10. Диагностика и психологическое сопровождение семей различного типа
  11. Дистантное консультирование
  12. Дифференциальная психология
  13. Драматургия человеческих отношений
  14. Зоопсихология
  15. Зоопсихология и сравнительная психология
  16. Индивидуальное консультирование
  17. История и философия науки (психология)
  18. История психологии
  19. История психологии развития
  20. Качественные и количественные методы исследования в психологии
  21. Клиническая психология
  22. Количественные и качественные методы психолого-педагогических исследований
  23. Компьютерные технологии в психологии
  24. Консультативная психология
  25. Консультативные и тренинговые формы работы с детьми и подростками
  26. Консультирование по проблемам детско-родительских отношений
  27. Коррекция личностного развития в семье
  28. Кризисное консультирование
  29. Личностно-ориентированная работа в семье
  30. Личностно-ориентированное консультирование
  31. Личностно-ориентированный подход в семейном консультировании
  32. Медицинская психология
  33. Методика преподавания психологии
  34. Методологические и теоретические основы консультативной психологии
  35. Методологические основы психологии
  36. Методологические проблемы психологии
  37. Методологический семинар «Методология психологического консультирования и сопровождения»
  38. Методологический семинар «Методология развития и бытия личности: личностно-ориентированное консультирование»
  39. Методология и методы психологии
  40. Научные школы и теории в современной психологии
  41. Общая и экспериментальная психология (практикум)
  42. Общая психология
  43. Общая психотерапия
  44. Общий психологический практикум
  45. Основы возрастно-психологического консультирования
  46. Основы групповой работы с семьей
  47. Основы нейропсихологии
  48. Основы патопсихологии
  49. Основы психогенетики
  50. Основы психодиагностики
  51. Основы психологии семьи и семейного консультирования
  52. Основы психотерапии
  53. Основы тренингового взаимодействия
  54. Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы
  55. Парадигмы и концепции семейного консультирования
  56. Планирование теоретического и эмпирического исследования
  57. Практикум по возрастной психологии
  58. Практикум по групповому тренингу
  59. Практикум по личностно-ориентированному консультированию
  60. Практикум по психологическому консультированию
  61. Проблемы экспериментальной психологии развития
  62. Проектирование исследований в возрастной психологии и консультировании
  63. Психогенетика
  64. Психодиагностика
  65. Психологическая помощь
  66. Психологический практикум
  67. Психологическое консультирование
  68. Психология детско-родительских отношений
  69. Психология личности
  70. Психология развития и возрастная психология
  71. Психология развития личности
  72. Психология развития личности ребенка раннего возраста
  73. Психология развития личности в зрелом возрасте
  74. Психология развития личности в юношеском возрасте
  75. Психология развития личности ребенка дошкольного возраста
  76. Психология развития личности ребенка младшего школьного возраста
  77. Психология семейных отношений и развитие личности
  78. Психология семьи
  79. Психология человека
  80. Психолого-педагогические модели работы с семьей
  81. Психопатология развития
  82. Психопрофилактика зависимого поведения
  83. Психотерапия
  84. Психотерапия различных состояний у детей и подростков
  85. Развитие личности в условиях депривации
  86. Развитие психологических процессов в онтогенезе
  87. Роль семьи в развитии личности
  88. Семейная психотерапия
  89. Семейное консультирование
  90. Семейное консультирование: теория и практика
  91. Системная семейная терапия
  92. Современные модели семейного консультирования
  93. Специальная психология
  94. Статистические методы в психологии
  95. Теории развития в современной психологии
  96. Теория и практика психологической коррекции личности
  97. Тренинг консультативного взаимодействия
  98. Тренинг личностного роста
  99. Тренинг рефлексии
  100. Тренинг сензитивности
  101. Феноменология развития личности
  102. Экзистенциальный подход в консультировании
  103. Экспериментальная психология