Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Научно-исследовательская работа студентов и аспирантов

ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ В 2023 ГОДУ

Показатель Количество

 

I Научно-исследовательская работа студентов в рамках учебной деятельности (мероприятия и виды работы в соответствии с оценочными средствами) 347
1. Выполнение курсовых работ 217
2. Выполнение выпускных квалификационных работ 146
Научно-просветительская работа студентов в рамках учебной деятельности (мероприятия и виды работы в соответствии с оценочными средствами) 0
II Внеучебная научно-исследовательская работа студентов 184
1. Участие в конференциях, организованных Институтом биологии и химии 2 конф./147 уч.
2. Участие в конференциях, организованных МПГУ 1 конф./1 уч.
3. Участие во внешних конференциях 15 конф./27 уч.
4. Участие в конкурсах, организованных МПГУ 2 конк./8 уч.
5. Участие во внешних конкурсах 1 конк./1 уч.
6. Публикации 31
Научно-просветительская работа студентов в рамках внеучебной деятельности 0
III Выполнение научно-исследовательской работы на возмездной основе 3
1. Участие в качестве исполнителей в грантах 3

 

Активная работа студентов и их научные результаты связаны с грамотной организацией научно-исследовательской деятельности на кафедрах и руководством со стороны преподавателей. Большинство научных показателей студентов отражают научно-исследовательскую деятельность в рамках выполнения выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций. Представленные научные данные студентов обладают новизной, актуальностью, выполнены на высоком научно-методическом уровне с использованием современных методов исследования. Наличие публикаций студентов в высокорейтинговых изданиях связано не только с высоким научным потенциалом работ, но и с возможностью выполнять работу совместно с научно-исследовательскими институтами РАН и РАМН согласно договорам о сотрудничестве.

  1. Аналитическая справка о динамике показателей по сравнению с прошлыми годами.

По сравнению с предыдущим годом (2022 г.) произошли изменения следующих показателей научно-исследовательской работы студентов:

  • Уменьшилось количество студентов, участвующих в научно-исследовательской работе в рамках учебной деятельности (выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ) – на 100 чел. Это связано с общим уменьшением контингента обучающихся и количества курсовых работ в учебных планах.
  • Уменьшилось количество студентов, участвующих в научно-исследовательской работе в рамках учебной деятельности (участие в конференциях, конкурсах) – на 89 чел. Это связано с уменьшением контингента обучающихся на выпускных курсах (4-5 курсы бакалавриата и 2 курс магистратуры), которые участвуют в ежегодной студенческой научной конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании», а также уменьшением количества международных и зарубежных конференций и конкурсов.
  • Увеличилось количество публикаций, авторами и соавторами которых являются студенты – на 11 шт. Это объясняется более высокой научной и грантовой активностью студентов.
  • Увеличилось количество студентов, участвующих в научно-исследовательской работе на возмездной основе (исполнители в грантах) – на 2 чел. Это связано с увеличением общего количества грантов и требованиями к его исполнителям.
  1. Формы научно-исследовательской работы студентов применяются (в т.ч. новые), оценка их результативности.

В Институте биологии и химии применяются следующие формы научно-исследовательской работа студентов в рамках учебной деятельности: выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ, в том числе в Научно-образовательном центре «Нанотехнологии» МПГУ и учреждениях РАН и РАМН согласно договорам о научном сотрудничестве:

  • ФГБНУ «Научный центр Неврологии».
  • ФГБУН Институт Высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН и ФГБОУ ВО «Государственный институт им. А.С. Пушкина».
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет пищевых производств» (ФГБОУ ВО «МГУПП»).
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет».
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт микробиологии им С. Н. Виноградского» Российской академии наук (ИНМИ РАН).
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт биоорганической химии им. академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова» Российской академии наук (ИБХ РАН).
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Медико-генетический научный центр» Российской академии медицинских наук.
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Блохина» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ онкологии имени Н.Н. Блохина» Минздрава России).
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Российский научный центр рентгенорадиологии» (РНЦРР).
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт биологии гена Российской академии наук (ИБГ РАН).
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт биологии гена Российской академии наук (ИБГ РАН).
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт биологии развития им. Н.К. Кольцова Российской академии наук (ИБР РАН).
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт молекулярной генетики Российской академии наук (ИМГ РАН).

Такое сотрудничество позволяет проводить научно-исследовательскую работу студентов с использованием современных методов исследования по различным тематикам, представляющим взаимный интерес.

Также активно применяется следующие формы научно-исследовательской работы студентов в рамках внеучебной деятельности:

  • Участие в конференциях, организованных Институтом биологии и химии: Студенческая научная конференция «Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании»; XIII Всероссийская научно-методическая конференция «Актуальные проблемы химического и биологического образования».

На данных конференциях студенты докладывают результаты своей научно-исследовательской работы, выполненной в рамках выпускных квалификационных работ. В качестве примеров таких работ можно отметить следующие: «Взаимосвязь этнических факторов и частоты полиморфизмов, ассоциированных с сахарным диабетом 2 типа» (Матросова Алина Антоновна, 2 курс); «Генетическое взаимодействие инсулинового сигнального пути и арил-гидрокарбонового рецептора в процессе развития Drosophila melanogaster» (Баранова Дарья Юрьевна, 2 курс); «Циклодекстрины как эксципиенты лекарственных средств» (Деменкова Виолина Андреевна, 5 курс); «Определение флавоноидов в растительном сырьё фотометрическим методом» (Кудашкин Вячеслав Евгеньевич, 4 курс); «Исследования психофизологических маркеров засыпания в симуляторе вождения» (Коновалова Ксения Александровна, 4 курс); «Исследование процесса аккумуляции тяжелых металлов в растениях на примере семейства Маковые: Чистотел большой (Chelidonium majus)» (Бекова Мехрона Хуршедовна, 2 курс); «Влияние диеты на состав стабильных изотопов углерода и азота в организме домовых мышей (Mus musculus L., 1758): лабораторный эксперимент» (Беленкова Валерия Викторовна, 2 курс); «Конвергентное обучение как средство формирования функциональной грамотности у обучающихся 8 класса» (Бокова Анастасия Владимировна, 5 курс) и другие.

  • Участие в конференциях, организованных МПГУ: VI Студенческая конференция «Языковое образование сегодня: Культура, коммуникация и предметно-языковая интеграция»
  • Участие во внешних конференциях: X Молодежная конференция ИОХ РАН; Международная конференция «Хромосома 2023»; XXX Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2023»; XVII Всероссийская научно-практическая конференция «Молодые ученые России»; XIII Международная научно-практическая конференция «Современная наука и молодые ученые»; III Всероссийская научно-практическая конференция учителей химии «Теория и практика обучения химии в условиях обновленного ФГОС»; XXVII Ежегодная научная конференция ФИЦ ХФ РАН, секция «Динамика химических и биологических процессов»; Всероссийская научная конференция «Марковниковские чтения: органическая химия от Марковникова до наших дней»; Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции в системе непрерывного естественно-научного образования»; CLXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»; XXXI международная научно-практическая конференция «Академическая наука – проблемы и достижения»; XIX Международный междисциплинарный конгресс «Нейронаука для медицины и психологии»; Международный форум «Агробиотехнологии: достижения и перспективы развития»; Всероссийская научная конференция с международным участием, посвященная 85‑летию Беломорской биологической станции им. Н.А. Перцова; Второй всероссийский орнитологический конгресс.
  • Участие в конкурсах, организованных МПГУ: Конкурс научно-исследовательских работ обучающихся МПГУ. Среди победителей можно отметить следующие работы студентов: «Амидные производные резорцинкаликс[4]аренa и 1,1′-динафтилметанов: синтез, влияние структурных особенностей лиганда на эффективность экстракции катионов металлов» (Исаева С.А., 1 курс маг.); «Синтез гетеротопных азол-содержащих rctt резорцинкаликс[4]аренов» (Азиева А.В., 1 курс маг.); «Дизайн тетразолсодержащих производных 1,1’-динафтилметана» Кудрявцева М.П., 1 курс маг.); «Исследование физико-химического состава рек Яуза и Пехра» (Зубова С.В., 3 курс).
  • Участие во внешних конкурсах: Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых ученых «Природа и человек» (бакалавр 4 курса Зубова София Владиславовна награждена дипломом II степени).
  • Публикации студентов: большинство научных работ студентов публикуется в соавторстве с преподавателями, при этом более 25% публикаций в изданиях, рекомендованных ВАК РФ и/или индексируемых в международных базах данных Web of Science и Scopus.

Данные формы научно-исследовательской работы успешно зарекомендовали себя, что подтверждается высокими научными результатами: участие студентов (184 чел.) с научными докладами в 21 конференциях и конкурсах, в том числе всероссийских и международных, включая 6 финалистов и победителей (см. выше). Также можно отметить высокий уровень научных публикаций студентов, в том числе зарубежных публикаций в высокорейтинговых журналах (например, бакалавр 4 курса Штыркова А.С. является соавтором статьи «Quantum-chemical study of the benzene reaction with fluorine» в журнале Atoms; магистрант 2 курса Панина К.С. является соавтором статьи «Revision of Megalothorax incertus Börner, 1903 reveals it to be another widespread Palearctic species of the genus (Collembola, Neelidae)» в журнале Zootaxa.

  1. Формы поощрения студентов за активное участие в НИР: грамоты, дипломы, благодарности, дополнительные баллы рейтинга по дисциплинам.