Навигация по сайту

Онтогенез регуляции и координации функций организма

Направление исследования школы – возрастная анатомия и физиология, исследование особенностей развития детей и подростков. Год основания научной школы – 1946 г.

Эссе об основателе:

Основатель научной физиологической школы – доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки, профессор Александр Николаевич Кабанов. А.Н.Кабанов родился в 1894 году в Москве, окончил медицинский факультет I Московского госуниверситета; в 1919 году начал педагогическую деятельность в вузах: сначала ассистент кафедры физиологии во II Московском государственном Университете, а затем в Ветеринарном институте. С 1932 года А.Н.Кабанов работает в Городском педагогическом институте им. В.П. Потемкина, с 1960 года (после объединения) – в Государственном педагогическом институте им. В.И.Ленина. По направлению школы проф. А.Н.Кабанова было защищено более 60 кандидатских и 12 докторских диссертаций. Ему принадлежит более 200 научных работ, из них 15 учебников и 5 монографий, более 170 научных и научно-популярных брошюр и статей. Его работа на протяжении всей жизни была связана со школой. Учебник «Анатомия и физиология» для средней школы с 1927 по 1954 год выдержал 22 издания и переведен на многие иностранный языки.

В 1936 году вместе со своими аспирантами и сотрудниками А.Н.Кабанов начал исследования проблемы возбуждения и торможения в различных отделах центральной нервной системы. Позднее (в 70-е годы) проводились исследования участия мозжечка и рецепторов (мышечных веретен) в координации двигательных актов. С 1945 года А.Н.Кабанов руководил лабораторией возрастной физиологии Института физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР. Им изучались физиологические особенности нервной системы детей школьного возраста. Изучалось развитие вегетативных функций детей с первых дней жизни до периода полового созревания. Были проведены оригинальные работы по исследованию высшей нервной деятельности ребенка и возрастных особенностей развития процесса утомления.

Следующим этапом развития научной школы А.Н. Кабанова стало открытие в 1968 году в МПГИ им. В.И. Ленина Проблемной научной лаборатории по изучению нервных механизмов регуляции и координации функций организма, ведущим направлением работы которой стали исследования проблемы сенсорного обеспечения двигательной функции. Под руководством А.Н. Кабанова исследовались механизмы регуляции функций в процессе онтогенетического развития и формирование высшей нервной деятельности ребенка и подростка. Практическое значение этих работ связано с изучением влияния процесса обучения на функциональное состояние нервной системы детей школьного возраста.

Промежуточные руководители:

С 1970 по 1987 год кафедрой и проблемной лабораторией руководила ученица А.Н. Кабанова д.б.н., проф. Нина Николаевна Леонтьева. Было продолжено изучение становления механизмов произвольных движений в процессе онтогенеза. Ее аспиранты Т.Ф.Гусева, В.Н.Загорская, С.Б.Трофимов, Холмогорова Н.В. после защиты кандидатских диссертаций продолжили работу на кафедре. Развивая научное направление кафедры, профессора Н.Н.Леонтьева, А.А.Гуминский, З.В.Любимова, доценты О.С.Елизарова, К.В.Маринова исследовали возрастные особенности детей разных возрастов, произвольную регуляцию движений, вегетативное и сенсорное обеспечение движений и поведения, влияния нагрузок различной мощности на организм в разном возрасте. Результаты этих исследований нашли отражение в физиологических обоснованиях и рекомендациях по организации двигательной активности и двигательного режима детей школьного возраста. Профессором кафедры А.А. Гуминским подготовлено 15 кандидатов и докторов наук.

С 1987 по 2006 г.г. руководителем кафедры и научной школы стала доктор биологических наук, профессор Любимова Зарема Владимировна. В 1990-е годы лаборатория была переименована в лабораторию «Возрастной физиологии». Под руководством Любимовой З.В. основным направлением научной школы стала разработка морфофункциональных аспектов становления сенсорного обеспечения разных форм адаптивного поведения в онтогенезе. Наряду с этим исследовались сенсорное обеспечение звуко- и речеобразования в онтогенезе, проводилась диагностика и коррекция физического и сенсорного развития ребенка. Изучалось развитие детей 1-го года жизни; детей воспитывающихся без родителей (на базе дома ребенка); детей, депривированных по одной или нескольким сенсорным модальностям (на базе детского дома слепо-глухих в г. Сергиев Посад). Результаты исследований используются логопедами, психолингвистами, педагогами, физиологами в школах и детских садах России при диагностике и коррекции нарушений звукопроизводства и коммуникативного поведения детей.

Научный коллектив принимал участие в выполнении научно- исследовательских работ по грантам РФФИ и Университеты России.

За время существования школы защищено более 140 диссертаций, из них 15 докторских; издано 12 монографий, более 40 учебных пособий, более 500 статей, созданы кино и видеофильмы, атласы, таблицы.

Профессор Рабичев И.Э., доценты Холмогорова Н.В., Никитина А.А., Бочкарева А.Г., Микаелян Р.Н., Крымцева Т.А., Тарновская Т.А. проводят исследования морфо-функциональных и психофизиологических особенностей детей, зрительного восприятия, развития механизмов позной регуляции движений дошкольников, школьников и студентов.

Короткая справка о современном руководителе и об основных представителях школы:

В 2006 г. кафедра была объединена с кафедрой системных проблем здоровья и методики оздоровительной работы МПГУ. Объединенную кафедру возглавил доктор медицинских наук, профессор В.Б. Любовцев. В тематику кафедры органично вписалось новое направление – изучение физиологических основ здоровьесбережения в образовательной среде, продолжаются исследования в области сенсорного обеспечения коммуникативного поведения. В 2007-8 г.г. коллектив кафедры участвовал в реализации ИОП (инновационной образовательной программы) университета по теме «Функционально-морфологические основы здоровьесберегающих технологий». В настоящее время на кафедре работает коллектив высококвалифицированных преподавателей и ученых: профессора – В.Б. Любовцев, Л.М. Мамалыга, И.Э. Рабичев, И.В Анчикова; доценты – З.Г. Брыксина, Н.В. Холмогорова, С.Б. Трофимов, А.А. Никитина, А.Г. Бочкарева, Р.Н. Микаелян, Т.А. Тарновская, Т.А. Крымцева, Л.М. Бекетова. Научные направления работы кафедры анатомии и физиологии человека и животных: функциональные и морфологические основы здоровьсберегающих технологий; онтогенез регуляции и координации функций организма. Проводится диагностика сенсорного развития детей дошкольного и школьного возраста, исследуются морфофункциональные особенности развития учащихся особенности адаптационно-приспособительной деятельности растущего организма, психофизиологические особенности детей и подростков, сенсорное обеспечение адаптивного поведения. Большинство сотрудников кафедры являются членами Физиологического общества России, принимают активное участие в работе Всероссийских и международных съездов и конференций.