Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Онтогенез регуляции и координации функций организма

Направление исследования школы – возрастная анатомия и физиология, исследование особенностей развития и сохранения здоровья детей и подростков. Год основания научной школы – 1946 г.
Эссе об основателе:
Основатель научной физиологической школы – доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки, профессор Александр Николаевич Кабанов. А.Н. Кабанов родился в 1894 году в Москве, окончил медицинский факультет I Московского госуниверситета; в 1919 году начал педагогическую деятельность в вузах: сначала ассистент кафедры физиологии во II Московском государственном Университете, а затем в Ветеринарном институте. С 1932 года А.Н. Кабанов работает в Городском педагогическом институте им. В.П. Потемкина, с 1960 года (после объединения) – в Государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина. По направлению школы проф. А.Н. Кабанова было защищено более 60 кандидатских и 12 докторских диссертаций. Ему принадлежит более 200 научных работ, из них 15 учебников и 5 монографий, более 170 научных и научно-популярных брошюр и статей. Его работа на протяжении всей жизни была связана со школой. Учебник «Анатомия и физиология» для средней школы с 1927 по 1954 год выдержал 22 издания и переведен на многие иностранные языки.
В 1936 году вместе со своими аспирантами и сотрудниками А.Н. Кабанов начал исследования проблемы возбуждения и торможения в различных отделах центральной нервной системы. Позднее (в 70-е годы) проводились исследования участия мозжечка и рецепторов (мышечных веретен) в координации двигательных актов. С 1945 года А.Н. Кабанов руководил лабораторией возрастной физиологии Института физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР. Им изучались физиологические особенности нервной системы детей школьного возраста. Изучалось развитие вегетативных функций детей с первых дней жизни до периода полового созревания. Были проведены оригинальные работы по исследованию высшей нервной деятельности ребенка и возрастных особенностей развития процесса утомления.
Следующим этапом развития научной школы А.Н. Кабанова стало открытие в 1968 году в МПГИ им. В.И. Ленина Проблемной научной лаборатории по изучению нервных механизмов регуляции и координации функций организма, ведущим направлением работы которой стало изучение онтогенеза двигательных функций и высшей нервной деятельности. Под руководством А.Н. Кабанова исследовались механизмы регуляции двигательных функций в процессе онтогенетического развития и формирование высшей нервной деятельности ребенка и подростка. Практическое значение этих работ связано с изучением влияния процесса обучения на функциональное состояние нервной системы детей школьного возраста.

Промежуточные руководители:

С 1970 по 1987 год кафедрой и проблемной лабораторией руководила ученица А.Н. Кабанова д.б.н., проф. Нина Николаевна Леонтьева. Было продолжено изучение становления механизмов произвольных движений в процессе онтогенеза. Ее аспиранты Т.Ф. Гусева, В.Н. Загорская, С.Б. Трофимов, Н.В. Холмогорова после защиты кандидатских диссертаций продолжили работу на кафедре. Развивая научное направление кафедры, профессора Н.Н. Леонтьева, А.А. Гуминский, З.В. Любимова, доценты О.С. Елизарова, К.В. Маринова исследовали возрастные особенности детей разных возрастов, произвольную регуляцию движений, вегетативное и сенсорное обеспечение движений и поведения, влияния нагрузок различной мощности на организм в разном возрасте. Результаты этих исследований нашли отражение в физиологических обоснованиях и рекомендациях по организации двигательной активности и двигательного режима детей школьного возраста. Профессором кафедры А.А. Гуминским подготовлено 15 кандидатов и докторов наук.
С 1987 по 2006 г.г. руководителем кафедры и научной школы стала доктор биологических наук, профессор Любимова Зарема Владимировна. В 1990-е годы лаборатория была переименована в лабораторию «Возрастной физиологии». Под руководством Любимовой З.В. основным направлением научной школы стала разработка морфофункциональных аспектов становления сенсорного обеспечения разных форм адаптивного поведения в онтогенезе. Наряду с этим исследовались сенсорное обеспечение звуко- и речеобразования в онтогенезе, проводилась диагностика и коррекция физического и сенсорного развития ребенка. Изучалось развитие детей 1-го года жизни; детей воспитывающихся без родителей (на базе дома ребенка); детей, депривированных по одной или нескольким сенсорным модальностям (на базе детского дома слепо-глухих в г. Сергиев Посад). Доценты Холмогорова Н.В., Никитина А.А., Бочкарева А.Г., Микаелян Р.Н., Крымцева Т.А., Тарновская Т.А. проводили исследования морфофункциональных и психофизиологических особенностей детей, развития механизмов позной регуляции движений дошкольников, школьников и студентов. С приходом на кафедру доктора биологических наук, И.Э Рабичева это направление научной работы было дополнено исследованиями системной организации механизмов бинокулярного зрения и нарушений бинокулярного зрения. Наряду с исследованиями, которые проводились на человеке, в начале двухтысячных получили развитие экспериментальные работы на животных. Под руководством доктора биологических наук, профессора Мамалыги Л.М. проводились исследования роли моноаминергических систем ЦНС в формировании адаптивных перестроек организма.
В 2006 г. кафедра была объединена с кафедрой системных проблем здоровья и методики оздоровительной работы МПГУ. Объединенную кафедру возглавил доктор медицинских наук, профессор В.Б. Любовцев – лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, лауреат государственной премии Чувашской Республики им. Н.Я. Бичурина. Специалист в области рефлексотерапии и восстановительной медицины. В.Б. Любовцев руководил кафедрой с 2006 по 2018г. Под руководством В.Б. Любовцева в тематику кафедры органично вписалось новое направление – изучение физиологических основ здоровьесбережения в образовательной среде. С этого момента и по настоящее время научные исследования кафедры ведутся по 2 научным направлениям: «Функциональные и морфологические основы здоровьсберегающих технологий» и «Онтогенез регуляции и координации функций организма». В 2007-2010г. в рамках приоритетного национального проекта «Образование» кафедра участвовала в реализации инновационной образовательной программы (ИОП) МПГУ по теме «Функционально-морфологические основы здоровье сберегающих технологий». В рамках ИОП преподавателями кафедры были разработаны новые учебно-методические комплексы (УМК) дисциплин специализации «Сохранение здоровья детей и молодежи в общеобразовательной среде», УМК дисциплин элективных курсов ДПП СП для педагогических специальностей и для повышения квалификации ППС и научных работников по направлению «Обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе здравоохранения». С 2006 по 2018 г. под руководством В.Б. Любовцева было защищено 8 кандидатских диссертаций, сотрудниками и аспирантами кафедры опубликовано более 40 научных и научно- методических работ и 14 учебников по анатомии и возрастной физиологии для средних и высших учебных заведений.

Справка о современном руководителе и об основных представителях школы:

С 2018 г. по настоящее время кафедрой руководит кандидат медицинских наук, доцент, профессор И.В. Анчикова. Под руководством И.В. Анчиковой преподаватели кафедры: к.б.н., доцент А.Г. Бочкарева, к.б.н. доцент Р.Н. Микаелян, д.б.н. профессор И.Э. Рабичев, к.б.н. доцент Т.А. Тарновская, к.б.н. доцент Н.В. Холмогорова и ассистент В.А. Атаева, продолжают развивать все научно-исследовательские и педагогические традиции кафедры. Научные исследования кафедры ведутся по двум направлениям: «Функциональные и морфологические основы здоровьсберегающих технологий» и «Онтогенез регуляции и координации функций организма». Исследования, проводимые в рамках первого направления, ориентированы на морфофункциональное обоснование современных технологий, позволяющих сохранить и укрепить здоровье человека в разном возрасте. В рамках второго направления сотрудниками кафедры проводится диагностика сенсорного развития детей дошкольного и школьного возраста, исследуются морфофункциональные особенности развития детей с разным уровнем здоровья, особенности адаптационно-приспособительной деятельности растущего организма. Разрабатываются подходы для физиологического сопровождения учебного процесса детей с разным уровнем здоровья и ОВЗ. Коллектив кафедры принимает участие в конкурсах и программах РФФИ и Университеты России. Большинство сотрудников кафедры являются членами Физиологического общества России, принимают активное участие в работе Всероссийских и международных съездов и конференций. Проводимые исследования дают возможность разработать физиологически обоснованные подходы к организации соответствующих диагностических и коррекционных мероприятий и созданию новых методических рекомендаций по организации образовательного процесса и здоровьесбережения участников образовательного процесса. За последние четыре года сотрудниками кафедры опубликовано более 20 научных и научно- методических статей и подготовлено к печати два методических пособия. Наряду с этим на кафедре ведется учебно-методическая работа по обновлению, созданию и реализации в учебном процессе рабочих программ дисциплин, закрепленных за кафедрой. За последние четыре года их было более 120. Преподаватели кафедры читают лекции, ведут лабораторные, практические и семинарские занятия в рамках разных профессионально-образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры, реализуемых в Институте биологии и химии, Институте педагогики и психологии, Институте детства и на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ. Ежегодно под руководством сотрудников кафедры выполняется около 20 выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций. Традиционно на кафедре ведется работа по изданию учебников и учебных пособий.
За время существования школы «Онтогенез регуляции и координации функций организма» защищено более 150 диссертаций, из них 15 докторских; издано 15 монографий, более 55 учебников и учебных пособий, более 600 статей, созданы кино и видеофильмы, атласы, таблицы.