Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

НИР кафедры

В настоящее время под руководством кандидата медицинских наук, доцента И.В. Анчиковой на кафедре анатомии и физиологии человека и животных осуществляются исследования по двум научным направлениям:
1. Функциональные и морфологические основы здоровьсберегающих технологий. Исследования, проводимые в рамках этого направления, ориентированы на морфофункциональное обоснование современных технологий, позволяющих сохранить и укрепить здоровье человека в разном возрасте. линий. В рамках этого направления научно-исследовательская работа на кафедре осуществляется по следующим темам:

  • Исследования системной организации механизмов бинокулярного зрения, нарушений бинокулярного зрения и методов его восстановления.
    Руководитель: доктор биологических наук, профессор И.Э. Рабичев
  • Исследование сенсорного и моторного компонентов в механизмах бинокулярного зрения.
    Руководитель: кандидат биологических наук, доцент А.Г. Бочкарева
  • Исследование роли высших уровней ЦНС и сенсомоторной интеграции в управлении позой и движениями.
    Руководитель: кандидат биологических наук, доцент Н.В. Холмогорова
  • Разработка общих вопросов охраны здоровья участников образовательного процесса.
    Руководитель: кандидат медицинских наук, доцент И.В. Анчикова

2. Онтогенез регуляции и координации функций организма. Сотрудниками кафедры проводится диагностика сенсорного развития детей дошкольного и школьного возраста, исследуются морфофункциональные особенности развития детей с разным уровнем здоровья, особенности адаптационно-приспособительной деятельности растущего организма. Разрабатываются подходы для физиологического сопровождения учебного процесса детей с разным уровнем здоровья и ОВЗ. В рамках этого направления научные исследования работа ведутся по следующим темам:

  • Комплексная оценка проблем адаптации организма детей с нарушениями слуха и зрения в коммуникативной деятельности.
    Руководитель: кандидат биологических наук, доцент Т.А. Тарновская
  • Изучение морфофункционального созревания, функционального состояния и адаптации к умственным и физическим нагрузкам основных физиологических систем организма современных учащихся.
    Руководитель
    : кандидат биологических наук, доцент Р.Н. Микаэлян
  • Разработка общих вопросов охраны здоровья участников образовательного процесса.
    Руководитель: кандидат медицинских наук, доцент И.В. Анчикова

Разработка общих вопросов охраны здоровья участников образовательного процесса

Руководитель: кандидат медицинских наук, доцент И.В. Анчикова

К разряду сложных и актуальных проблем здоровьесбережения участников образовательного процесса относятся: своевременная оценка функционального состояния обучающихся, и формирование у учащихся потребностей здорового образа жизни. В связи с этим научно-методическая работа сотрудников кафедры, касающаяся вопросов охраны здоровья участников образовательного процесса, ведется в двух направлениях: разрабатываются методические подходы к организации неинвазивной диагностики функциональных состояний обучающихся в условиях образовательной среды и методические приемы обучения будущих педагогов морфофункциональной организации организма человека с применением интерактивного анатомического стола «Пирогов».

На сегодняшний день имеется большой арсенал методик оценки функционального состояния человека. Однако, большая часть из них не может быть широко использована в общеобразовательных учреждениях в силу того, что для их осуществления требуется специалист медик, исследование занимает время и составляет определенные сложности для обследуемых. Сотрудниками кафедры разработан комплекс психофизиологических методик неинвазивной экспресс диагностики функционального состояния ЦНС участников образовательного процесса, реализуемых с помощью компьютерного стабилоанализатора с биологической обратной связью. Преимущество разработки состоит в том, что выполнение исследования проходит за 2-3 минуты, не составляет трудности для обследуемого и, после специальной подготовки, может быть проведено педагогом, психологом, логопедом. Пилотная апробация, проведенная с участием студентов и учащихся общеобразовательной школы показа эффективность психофизиологических методик неинвазивной экспресс диагностики при выявлении у учащихся развития утомления, повышенного эмоционального напряжения и некоторых преморбидных состояний.

 

В настоящее время практически отсутствуют методические разработки и приемы использования стола «Пирогов» в практике преподавания вузов педагогической направленности. Преподавателями кафедры А.Г. Бочкаревой, И.В. Анчиковой, В.А. Атаевой и студентами Института биологии и химии созданы и апробированы на занятиях по анатомии ЦНС «сцены» ствола мозга и подкорковых ядер (15 сцен) в различных ракурсах и с выделением конкретных структур с использованием программы Топографическая анатомия стола «Пирогов». Сравнительное исследование уровня знаний студентов при традиционном проведении занятий с использованием в качестве учебного материала влажных препаратов и муляжей и тех же занятий, дополненных использованием авторских, адаптированных для изучения конкретного анатомического материала, обучающих «сцен» стола «Пирогов», проведенное на основании тестирования и опроса, позволило установить большую эффективность усвоения материала студентами во втором случае. Такой авторский подход к использованию интерактивного стола «Пирогов» открывает новые возможности, как для развития методов и форм организации обучения, так и для формирования у учащихся потребностей здорового образа жизни.


Исследования системной организации механизмов бинокулярного зрения, нарушений бинокулярного зрения и методов его восстановления.

Руководитель: доктор биологических наук, профессор Рабичев И.Э.

 

К настоящему времени в учебной и научной литературе в области физиологии, психологии и офтальмологии в большинстве случаев опираются на законы бинокулярного зрения, постулированные И.Мюллером, Э.Герингом, Г.Гельмгольцем. По нашему мнению, такой подход к пониманию механизмов бинокулярного зрения на современном этапе развития науки не дает ясного понимания о процессах функционирования бинокулярной системы. Мы рассматриваем фузию как базовый сенсомоторный процесс, в составе системы бинокулярного зрения, который обеспечивает реализацию целого ряда целенаправленных действий человека, в кооперации с психическим уровнем. Именно благодаря процессу фузии осуществляются все остальные функции бинокулярного зрения. Важнейшей функцией из них является трехмерное восприятие (стереозрение) объектов зрительных сцен окружающего нас пространства. Бинокулярное стереовосприятие формируется при взаимодействии сенсомоторных механизмов, вместе с обучением стереовосприятию при участии механизмов управления глазными мышцами и проприорецепции, а также фиксацией этих результатов в структурах памяти.

Наш научный подход позволяет разрабатывать и использовать на практике новые методы лечения и реабилитации  пациентов с нарушением зрительных функций при черепно-мозговых травмах, после краниальных операций, при различных формах сходящегося или расходящегося косоглазия, а также повышения остроты при амблиопии различного генеза, при спазме аккомодации, близорукости, врожденной или возрастной дальнозоркости.

 


Исследование роли высших уровней ЦНС и сенсомоторной интеграции в управлении позой и движениями.

Руководитель: кандидат биологических наук, доцент Холмогорова Н.В.

 

Управление позой и движениями и сенсомоторной  интеграцией является исключительно сложной задачей из-за комплексного характера системы, в которой совместное функционирование и взаимодействие подсистем на разных уровнях ЦНС подчинено единой цели – формированию исполнительных команд к мышцам, обеспечивающим выполнение движения. Исследование управления движениями является, по своей сути, одним из способов исследования работы мозга. В ходе таких исследований можно приблизиться к пониманию важнейших вопросов организации работы нервной системы.

Все изменения в функциональном состоянии центральной нервной системы человека, как правило, находят свое отражение в характере   его в микро и макро движений. Знание роли различных  центральных структур в инициации и планировании постуральных ответов дает возможность разрабатывать новые неинвазивные экспресс  методы оценки функциональных и пограничных состояний человека, диагностические и реабилитационные программы, которые находят свое применение,  как в системе образования, так и в неврологии, травматологии, спортивной медицине.

Цель исследования состоит в изучении роли центральных и периферических структур и сенсомоторной интеграции в организации постуральных движений человека.

Используемые в работе экспериментальные подходы позволили установить, что роль корковых процессов в регуляции постурального баланса зависит от стоящей перед человеком двигательной задачи и  получить экспериментальное  подтверждение существования в регуляции позы некой  внутренней модели собственного тела и внешнего пространства, функционирование которой связано с деятельностью высших центров центральной нервной системы. Показана роль межсенсорных взаимодействий в регуляции позы при разных функциональных состояниях.

На основании полученных результатов разработаны и апробированы  методические подходы к оценке  функциональных и патологических состояний  центральной нервной системы человека, основанной на регистрации и анализе микроколебаний тела человека и его сегментов. Совместно с ЗАО ОКБ «Ритм»  разработана и апробирована технология неинвазивной оценки функциональных  состояний нервной системы человека, включающая модель силомоментного аппаратно-программного комплекса (АПК) нового поколения, позволяющую на основе анализа сигналов АПК оценить состояние ЦНС в соответствии с критериями, общепринятыми в физиологии и медицине.