Навигация по сайту

150-ЛЕТИЕ МПГУ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

История кафедры

Кафедра анатомии и физиологии человека и животных – одна из старейших кафедр Московского государственного педагогического университета, обеспечивающая подготовку студентов биолого-химического факультета по анатомии человека, физиологии человека и животных, гистологии и эмбриологии, возрастной физиологии, системным проблемам здоровья, здоровьесберегающим технологиям в школе. Преподаватели кафедры читают более 30 различных лекционных курсов и проводят практические занятия на пяти факультетах университета по частным и общим разделам анатомии и физиологии, возрастной анатомии и физиологии, нейрофизиологии, высшей нервной деятельности и здоровьесбережению.

бабский_еб
 Профессор
Е.Б. Бабский

Кафедра была организована на факультете естествознания в 1935 году сразу после образования МГПИ. Руководил кафедрой физиологии в течение 13 лет профессор Е.Б. Бабский. Первыми аспирантами по специальности «физиология» были И.Г. Ковырев (впоследствии доцент кафедры анатомии и физиологии человека и декан биолого-химического факультета) и А.А. Маркосян (впоследствии академик АПН, директор НИИ физиологии детей и подростков АПН). В 30-е годы вышли в свет учебники для педагогических вузов «Курс нормальной физиологии» и «Физиология человека» Е.Б. Бабского и «Очерки по истории учения о клетке» Е.М. Вермеля. Во время войны 1941–1945 гг. сотрудники кафедры проводили совместные исследования с учеными Института нейрохирургии во главе с академиком Н.Н. Бурденко. Нейрофизиологический анализ нарушений физиологических функций у раненых позволил предложить некоторые эффективные методы лечения тяжелых ранений. В последующие годы кафедру возглавляли профессора М.Н. Ливанов (1948), Ю.П. Фролов (1949), А.Н. Магницкий (1949–1950 гг.), В.И. Сухарев (1951–1958 гг.), В 1940 году, наряду с кафедрой физиологии, была организована кафедра анатомии и гистологии, которую до 1948 года возглавлял профессор Е.М. Вермель, а с 1949 по 1958 год профессора В.И. Сухарев и, затем, В.М. Касьянов. В 1958 году обе кафедры объединились в единую кафедру анатомии и физиологии человека и животных.

 vermel_em markosyan_aa magnitskiy_an
Профессор
Е.М. Вермель
Профессор
А.А. Маркосян
Профессор
А.Н. Магницкий

В 1960 году произошло объединение Государственного педагогического института имени В.И. Ленина с Городским педагогическим институтом имени В.П. Потемкина. Объединенную кафедру возглавил профессор А.Н. Кабанов, который до этого около 30 лет заведовал такой же кафедрой в Городском педагогическом институте. А.Н. Кабанов – один из ведущих физиологов того времени и выдающийся педагог, создавший большое количество учебников и учебных пособий для вузов, педагогических училищ и школ. Школьный учебник по анатомии и физиологии человека А.Н. Кабанова выдержал 22 издания и был переведен на многие иностранные языки. На кафедре были созданы индивидуальные рабочие места для лабораторного практикума студентов и оснащены всем необходимым для выполнения учебной программы оборудованием. В подготовку аспирантов был введен большой хирургический практикум. Профессор А.Н. Кабанов стал организатором научной физиологической школы, традиции которой сохранены и сегодня.
Под его руководством на кафедре проводились фундаментальные физиологические исследования сенсорного обеспечения двигательной функции, механизмов регуляции функций в процессе онтогенетического развития и оригинальные работы по изучению высшей нервной деятельности детей и возрастных особенностей развития процесса утомления. По инициативе А.Н. Кабанова в 1968 году при кафедре была создана научно-исследовательская лаборатория регуляции и координации функций организма. Заведовал лабораторией кандидат биологических наук С.С. Соломатин.

 kasyanov_vm livanov_mn kabanov_an
Профессор
В.М. Касьянов
Профессор
М.Н. Ливанов
Профессор
А.Н. Кабанов

Профессор А.Н. Кабанов стал организатором научной физиологической школы, традиции которой сохранены и сегодня. В 60-е годы им была организована научно-исследовательская лаборатория по проблемам нервной регуляции и координации функций. Заведовал лабораторией кандидат биологических наук С.С. Соломатин. Тематика научных исследований: физиология нервной системы, клеточные механизмы регуляторных процессов, физиологический анализ трудовых процессов и условий, повышающих работоспособность, физиологическое обоснование режима труда, отдыха, питания, возрастные особенности функционирования организма. Коллективом кафедры и проблемной лаборатории были получены результаты, имеющие существенное значение для теоретической физиологии и медицинской практики. Становление и развитие механизмов регуляции и координации функций в процессе фило- и онтогенеза изучали А.А. Гуминский, М.М. Курепина, Т.Ф. Гусева, О.С. Елизарова, В.Н. Загорская, Э.Г. Каплун, А.С. Левина, Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова, А.П. Ожигова, Е.В. Штильман, З.Г. Брыксина. Исследования сотрудников кафедры, связанные с возрастными особенностями высшей нервной деятельности, сенсорных систем, физического и психического развития ребёнка, остаются приоритетными и в настоящее время. Работа по ряду проблем проводилась в контакте с НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, Институтом нормальной физиологии им. П.К. Анохина АМН СССР. Проф. А.А. Гуминский исследовал энергообеспечение организма. Под его руководством выполнено и защищено 12 кандидатских диссертаций, в том числе 4 – аспирантами зарубежных стран.

 guminskiy_aa leonteva_nn marinova_kv
Профессор
А.А. Гуминский
Профессор
Н.Н. Леонтьева
Доцент
К.В. Маринова
 kurepina_mm lyubimova_zv gora_ep
Профессор
Курепина М.М.
Профессор
З.В. Любимова
Профессор
Е.П. Гора

Коллективом кафедры и проблемной лаборатории были получены результаты, имеющие существенное значение для теоретической физиологии и медицинской практики. Становление и развитие механизмов регуляции и координации функций организма в процессе фило- и онтогенеза изучали, Э.Г. Каплун, Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова, А.С. Левина, Трофимов С.Б., М.М. Курепина, Т.Ф. Гусева, О.С. Елизарова, В.Н. Загорская, А.П. Ожигова, Е.В. Штильман, З.Г. Брыксина. Исследования сотрудников кафедры, связанные с возрастными особенностями высшей нервной деятельности, сенсорных систем, физического и психического развития ребёнка, остаются приоритетными и в настоящее время. Работа по ряду проблем проводилась в контакте с НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, Институтом нормальной физиологии им. П.К. Анохина АМН СССР. В начале семидесятых годов на кафедру был приглашен ученик А.Н. Кабанова д.б.н., профессор А.А. Гуминский. С его приходом на кафедре начали проводиться исследования энергообеспечение организма. Труды А.А. Гуминского и его учеников хорошо известны научной общественности страны и за ее пределами.
Под руководством А.Н. Кабанова, его последователей и учеников кафедра стала центром научной и научно-методической работы для многих Вузов страны. Многие преподаватели проходили повышение квалификации на кафедре и в проблемной лаборатории, обучались в аспирантуре, защитили диссертации и сегодня руководят кафедрами (Новосибирск, Абакан, Коломна, Воронеж, Владимир, Баку Орел, Воронеж, Горно-Алтайск, Ульяновск, Алма-Ата, Каунас и др).

kollektiv
 Коллектив кафедры анатомии и физиологии человека и животных, 1970-е годы

1970 по 1987 год кафедру возглавляла ученица А.Н. Кабанова доктор биологических наук, профессор Н.Н. Леонтьева. Под ее руководством был обновлен современным, уникальным для своего времени, оборудованием студенческий лабораторный практикум. Под ее руководством окончательно сложилось направление научной работы кафедры в области регуляции и координации функций организма. Н. Н. Леонтьева – автор более 200 публикаций, в том числе учебника «Анатомия и физиология детского организма», учебных пособий: «Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии», «Руководство к выполнению лабораторных заданий по возрастной физиологии». Она успешно руководила работой аспирантов, под ее руководством было защищено 10 кандидатских диссертаций, в том числе преподавателями кафедры Т.Ф. Гусевой, З.В. Загорской, С.Б. Трофимовым, Н.В. Холмогоровой.
С 1987 по 2006 год кафедрой заведовала профессор, доктор биологических наук профессор З.В. Любимова, автор серии учебников по возрастной физиологии в течение многих лет возглавлявшая комиссию «Физиология растущего организма» (ПК 37.07) при МНС по экспериментальной и прикладной физиологии РАМН. Под ее руководством кафедра была оснащена новым оборудованием для изучения сенсорных процессов и поведения. Благодаря усилиям З.В. Любимовой на кафедре стали активно развиваться исследования сенсорное обеспечение коммуникативного и адаптивного поведения. Лаборатория регуляции и координации функций организма переименовывается в лабораторию возрастной физиологии. Аспирантами, докторантами и сотрудниками кафедры проводились научные исследования по разработке новых методов диагностики одарённости детей, диагностике и абилитации детей с сенсорными нарушениями и изучению сенсорного обеспечения коммуникативного поведения детей в разные возрастные периоды, сенсорного обеспечения звуко- и речеобразования в онтогенезе. Активное участие в проведении этих исследований принимали преподаватели кафедры: Тарновская Т.А., Никитина А.А.. Микаелян Р.Н., Бочкарева А.Г., Холмогорова Н.В., Крымцева Т. А. С приходом на кафедру доктора биологических наук, И.Э Рабичева это направление научной работы было дополнено исследованиями системной организации механизмов бинокулярного зрения и нарушений бинокулярного зрения.
Наряду с исследованиями, которые проводились на человеке, в начале двухтысячных получили развитие экспериментальные работы на животных. Под руководством доктора биологических наук, профессора Мамалыги Л.М. проводились и продолжают осуществляться исследования роли моноаминергических систем ЦНС в формировании адаптивных перестроек организма.

В 2006 г. кафедра была объединена с кафедрой системных проблем здоровья и методики оздоровительной работы МПГУ. Объединенную кафедру возглавил доктор медицинских наук, профессор В.Б. Любовцев. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, лаурят государственной премии Чувашской Республики им. Н.Я. Бичурина. Специалист в области рефлексотерапии и восстановительной медицины. Под его руководством защищено 4 докторские и 8 кандидатских диссертаций. В тематику кафедры органично вписалось новое направление – изучение физиологических основ здоровьесбережения в образовательной среде. С этого момента и по настоящее время научные исследования кафедры ведутся по 2 научным направлениям: «Функциональные и морфологические основы здоровьсберегающих технологий» и «Онтогенез регуляции и координации функций организма».
В 2007-2010г. в рамках приоритетного национального проекта «Образование» кафедра участвовала в реализации инновационной образовательной программы (ИОП) МПГУ по теме «Функционально-морфологические основы здоровье сберегающих технологий». Был обновлен аудиторный и научный фонды кафедры, закуплено новое оборудование для учебной и научной работы. Все это позволило расширить диапазон научных исследований преподавателей и аспирантов при активном участии студентов, выполняющих курсовые и дипломные работы. В рамках ИОП преподавателями кафедры были разработаны новые учебно-методические комплексы (УМК) дисциплин специализации «Сохранение здоровья детей и молодежи в общеобразовательной среде», УМК дисциплин элективных курсов ДПП СП для педагогических специальностей и для повышения квалификации ППС и научных работников по направлению «Обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе здравоохранения». Опубликованы учебники для 8 класса средней школы: «Анатомия и физиология человека». (для школ с углубленным изучением биологии) (Сапин М.Р., Брыксина З.Г. – 2008 г.), «Анатомия и физиология человека». (Сапин М.Р., Сивоглазов В.И., Брыксина З.Г. – 2010), « Биология. Анатомия и физиология человека. 8 класс» (Сапин М.Р., Брыксина З.Г. – 2013 г.). Созданы комплекты таблиц и методические рекомендации к ним: Биология. Человек Комплект таблиц для 8 класса средней школы. (Кабанов А.Н., Любимова З.В. – 2006); Человек и его здоровье. 1. Уровни организации человеческого организма; 2. Регуляторные системы. (Любимова З.В., Константинов М.В. 2006). Изданы учебники для Вузов: Анатомия и физиология детей и подростков. (Сапин М.Р., Брыксина З.Г. – 2009), Анатомия человека. Учебник для педагогических вузов (Брыксина З.Г., Сапин М.Р., Чава С.В. – 2013), Анатомия человека: учебник для студентов учреждений высшего педагогического образования. В 2 т. (Сапин М.Р., Брыксина З.Г. – 2015), Анатомия человека. Атлас. (Сапин М.Р., Брыксина З.Г., Чава С.В. – 2015), Возрастная анатомия и физиология: учебник для академического бакалавриата. В 2 т. (Любимова З.В., Никитина А.А. – 2015).
В.Б. Любовцев руководил кафедрой с 2006 по 2018г.
С 2018 г. кафедрой заведует кандидат медицинских наук, доцент И.В. Анчикова. Продолжаются все научно – исследовательские и педагогические традиции кафедры.

kollektiv_2
 Коллектив кафедры анатомии и физиологии
человека и животных, 2012 год