Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Научная школа Голубкова В.В. Теоретические основы преподавания литературы в школе

Научная школа кафедры методики преподавания литературы МПГУ «Теоретические основы преподавания литературы в средней и высшей школе» сформировалась в 40-60-е годы ХХ века. Основателем названной школы является один из крупнейших специалистов в области отечественной методики Василий Васильевич Голубков (1880-1968), профессор, доктор педагогических наук, академик АПН РСФСР, создавший в 1930-е годы и возглавивший кафедру методики преподавания литературы.

Фундаментальные труды В. В. Голубкова определили основные направления научной деятельности кафедры:

  • традиции отечественного литературного образования;
  • содержание литературного образования;
  • вопросы теории и истории литературы в школьном изучении;
  • взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения в процессе изучения литературы в школе;
  • методы и приемы изучения литературы;
  • современный урок литературы и его виды;
  • развитие устной и письменной речи школьников на уроках литературы;
  • изучение языка художественной литературы в школе;
  • изучение русской литературы в школах с родным (нерусским) языком обучения.

На современном этапе развития методической науки к вышеперечисленным добавились новые направления исследований, отражающие определенные тенденции в развитии отечественного образования:

  • современные стратегии чтения и школьное литературное образование;
  • проблемы обучения литературе в контексте новых образовательных технологий;
  • инновационные подходы к итоговой аттестации учащихся по литературе;
  • коммуникативно-деятельностные аспекты процесса изучения литературного произведения в школе;
  • межпредметные и внутрипредметные связи на уроках литературы;
  • совершенствование структуры и содержания школьного курса на историко-литературной основе;
  • новые интерпретационные методики и школьный анализ художественного произведения;
  • виды проектной деятельности в системе литературного образования.

Работы учеников В. В. Голубкова отличает особое внимание к проблемам восприятия и интерпретации художественного текста. Отдельная область научных исследований, связанных с чтением и анализом литературного произведения, – методика обучения выразительному чтению как важнейшему элементу системы обучения литературе.

Еще одно важнейшее направление кафедральных исследований – история литературного образования и методики преподавания литературы. Этим вопросам посвящены докторская диссертация, хрестоматия и монография заведующего кафедрой, профессора В. Ф. Чертова (последнее издание монографии «Русская словесность в дореволюционной школе» вышло в 2013 году), докторская диссертация и монографии доцента Е. В. Гетманской.

Учеными кафедры (О. Ю. Богдановой, С. А. Леоновым, В. Ф. Чертовым) был создан фундаментальный учебник для студентов педагогических вузов «Теория и методика обучения литературе», выпущенный издательством «Академия» и выдержавший несколько изданий (переведен на китайский язык, активно используется в странах Ближнего Зарубежья).

Актуальным проблемам современной методики посвящены докторские диссертации, монографии и учебные пособия профессоров С. А. Зинина (проблема внутрипредметных связей на уроках литературы), И. А. Подругиной (типология школьного анализа литературного произведения), А. М. Антиповой (взаимосвязь теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы).

Преподаватели кафедры активно участвуют в создании программ и учебников по литературе для средней школы: УМК под редакцией В. Ф. Чертова (профессора В. Ф. Чертов, А. М. Антипова, доценты И. В. Мамонова А. А. Маныкина); УМК под редакцией С. А. Зинина, В. И. Сахарова, В. А. Чалмаева (профессор С. А. Зинин); УМК к элективному курсу «Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения» под редакцией В. Ф. Чертова (профессора В. Ф. Чертов, А. М. Антипова).

Важнейшее направление деятельности ученых кафедры – участие в разработке государственных нормативных документов (Федеральный государственный образовательный стандарт 2004 г., примерные программы литературного образования к ФГОС второго поколения – профессора В. Ф. Чертов, С. А. Зинин). С 2003 г. по настоящее время профессор С. А. Зинин является председателем Федеральной комиссии разработчиков единого государственного экзамена по литературы.

Тесные научные контакты связывают кафедру с учеными Болгарии, Чехии, Испании, Франции, Чехии, Украины, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Южной Кореи и др.

Кафедрой ежегодно проводятся представительная Международная научно-практическая конференция Голубковские чтения, всероссийские конференции и форумы, в русле которых  традиции научной школы В. В. Голубкова приобретают особенную актуальность.

Руководителями научной школы в разное время были: академик В. В. Голубков, профессора Н. В. Рождественский, Т. Ф. Курдюмова, О. Ю. Богданова.

Современный руководитель научной школы: профессор В. Ф. Чертов.

Основные представители научной школы: профессора С. А. Зинин, И. А. Подругина, А. М. Антипова, доценты Е. В. Гетманская, А. А. Маныкина, Н. А. Попова, Е. И. Белоусова, Н. А. Миронова, И. В. Мамонова, О. Б. Марьина, О. В. Бузенкова.