Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

О проекте

Необходимость формирования и развития системы финансового менеджмента в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации диктуется: во-первых, произошедшими в последние два десятилетия изменениями в юридическом статусе и экономическом положении вузов, во-вторых, ограниченностью существующей системы бюджетного учета.

С одной стороны, образовательные организации высшего о образования в Российской Федерации являющиеся бюджетными и автономными организациями, подведомственными

Минобрнауки РФ или иным государственным ведомствам. С другой стороны, во многих российских вузах важным источником дохода являются внебюджетные средства, за использование которых вуз отчитывается перед соответствующими заказчиками и инвесторами. Такая ситуация ведет к тому, что образовательные организации высшего образования должны осуществлять сбор, обработку и анализ данных, которые характеризуют его деятельность и как бюджетной организации, и как «коммерческого» предприятия.

Образовательные организации высшего образования являются одними из крайне малочисленных видов российских бюджетных организаций, которым приходится осуществлять свою деятельность в условиях конкурентной среды. Из этого следует, что руководство вузов должно иметь в своем распоряжении оперативную и достоверную информацию, которая могла бы использоваться в стратегическом планировании и при сопоставлении различных показателей и результатов деятельности конкретного вуза с аналогичными показателями и результатами деятельности других вузов.

Так же , необходимо отметить, многие вузы в нашей стране являются не только учебными, но и научными центрами, которые ведут обширную научную, исследовательскую и прикладную деятельность. В таких условиях определение эффективности и результативности каждой составляющей (учебной и научно-исследовательской) представляется весьма не простым делом и требует от руководства вуза внедрения инструментов и процедур, позволяющих наладить сбор достоверных исходных данных.

Решить перечисленные выше задачи существующая в настоящее время система бюджетного учета вуза не в состоянии. Для этого в январе 2015 в состав рабочей группы Министерства образования и науки РФ по разработке методологии составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности был вовлечен ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». В мае 2015 года финансисты МПГУ являлись экспертами в разработке Методических рекомендаций по организации процесса планирования и бюджетирования финансово-хозяйственной деятельности автономных и бюджетных учреждений, подведомственных Минобрнауки России.

В октябре 2015 года приняли участие в первой волне вузов по внедрению федерального сервиса АСУ ПФХД. В процессе внедрения системы добились большей, чем прежде, достоверности исходных данных и более четкой и продуманной организации сбора информации. Разработали более эффективные процедуры обмена управленческой информации; процесса учета и отчетности, она приобрела более упорядоченную форму. Также получили полную, оперативную и достоверную информацию о положении дел в вузе. Внедрение системы дало возможность руководству вуза оперативно получать достоверную и полную информацию о ситуации в различных подразделениях и организации в целом.

Наибольшую ценность представляет информация о фактических затратах различных подразделений на предоставление образовательных услуг. Повышение качества управленческих решений явилось важным позитивным результатом внедрения системы, и является прочной основой для повышения качества решений, принимаемых руководителями учреждений высшего профессионального образования.

В апреле 2016 года ФГБОУ ВО «МПГУ» получил возможность участвовать в реализации проекта по организации проведения повышения квалификации работников образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации в соответствии с распоряжением Минобрнауки России от 29 апреля 2016 г. № Р-137.

Реализация проекта по организации проведения повышения квалификации работников образовательных организаций высшего образования проходит в ряд этапов: до 01.07.2016г. – отбор предметно-ориентированных центров компетенций на базе образовательных организаций; до 20.07.2016 г. – разработка программ повышения квалификации работников образовательных организаций и методических материалов; до 31.08.2016г. – разработка Плана организации и проведения обучения по программам повышения квалификации тьюторами; до 19.09.2016г. – организация и проведение обучения участников программы повышения квалификации для тьюторов.

Существенный интерес в работе над проектом представляет описание модели финансового управления и используемых при ее построении инновационных практик, внедренных и апробированных, расширяющих, изменяющих или же альтернативных утвержденным формам плана финансово-хозяйственной деятельности.

С этой целью были отобраны семь центров компетенций, которые приняли участие в этой работе и поделиться своими методиками, опытом внедрения в своем вузе, сложностями, с которыми при этом столкнулись, а также предложениями по изменению и доработке указанных выше методических рекомендаций. В этих центрах будут работать площадки для обучения и повышения квалификации руководителей и сотрудников образовательных организаций высшего образования.