Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Апраксина Ольга Александровна

АПРАКСИНА Ольга Александровна (17.7.1910, Иваново-Вознесенск – 11.11.1990, Москва) – музыковед, педагог; д-р педагогических наук (1971), проф. (1972); зав. каф. пения и методики его преподавания музыкального факультета (1968–72).

В 1936 окончила музыкально-педагогический факультет Московской государственной консерватории (МГК) по кл. фортепьяно, кл. проф. М.Р. Раухвергера.   Работала преподавателем в МГК (с 1940), в 1943–55 – Московского городского музыкального училища. Защитила канд. дисс. «Методика музыкального воспитания в школе» (1947). С 1966 стала работать в МГПИ им. В.И. Ленина: сначала консультантом по науч. работе, затем зав. каф. пения и методики его преподавания. Приход А. на каф. знаменовался интенсивным ростом науч. кадров, созданием собственной науч.-метод. школы. Под руководством и при непосредственном участии А. были созданы программно-метод. материалы для студентов музыкальных факультетов педагогических вузов. 17 вып.  сборников «Музыкальное воспитание в школе», составленных А., учеб. «Методика музыкального воспитания в школе» стали событием в отечественной музыкальной практике. В учеб.  раскрыты специфические особенности деятельности педагога в  кл., основные моменты внеклассной работы по музыке со школьниками. Читала курс по методике музыкального воспитания.  На лекциях А. всегда присутствовали преподаватели из вузов др. городов. Защитила докт. дисс. Один из первых исследователей истории русской музыкальной педагогики. Обобщила и проанализировала методику работы крупнейших дореволюционных педагогов-музыкантов, раскрыла взаимосвязь основных направлений музыкального воспитания с прогрессивными общественно-педагогическими явлениями. Результатом исследования стала монография «Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе». Разделяла педагогические воззрения К.Д. Ушинского.  Для  А. на первом плане было выявление индивидуальных способностей учащихся, развитие их творческого потенциала. Считала, что без овладения  навыками музицирования невозможно полноценное освоение эстетических критериев музыки. Важную роль в отводила педагогическому творчеству учителя музыки, формированию у него навыков науч.-исслед. деятельности как важного компонента творческого потенциала учителя. Основные компоненты концепции А. –  совершенствование исполнительских навыков, их педагогическое осмысление и освоение, постоянный науч. поиск и эксперимент. На протяжении многих десятилетий являлась ведущим ученым методистом в обл. музыкального образования. Декан музыкально-педагогического факультета Свердловской консерватории (1936–40); ст. науч. сотрудник НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР (1947); зам. дир. по науч. части НИИ художественного воспитания АПН (1959–66).

С о ч.: Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М., 1948; Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М., 1956; Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пос. М., 1983; Методика развития детского голоса: учеб. пос. М., 1983; Методика развития музыкального восприятия: учеб. пос. М., 1985; Избранное. М. ; Липецк, 2006.

“Труды О. А. Апраксиной”.

Годы жизни

1910 - 1990

Исторический этап

МПГУ

Учёные МПГУ