Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Азбукин Дмитрий Иванович

Азбукин Дмитрий Иванович (4.6.1883, Орел – 8.6.1953, Москва) – дефектолог; врач-психиатр; д-р медицины (1922), д-р педагогических наук (1936); проф. (1919), чл.-корр. АПН РСФСР  (1945).

В 1910 окончил медицинский  факультет Императорского Московского ун-та (ИМУ); ординатор, а с 1915 ассистент психиатрической  клиники ИМУ. В годы Первой мировой войны служил военным врачом-психиатром в Москве, позднее – гл. врачом неврологического госпиталя в  Ровно.  Проф. каф. психиатрии Уральского ун-та.   С 1925 преподавал на педагогическом факультете 2-го МГУ в качестве зав. отделением дефектологии.  Декан дефектологического факультета и зав. каф. психопатологии МГПИ (1931).   Зав. отделом теории и истории олигофренопедагогики НИИ дефектологии (с 1944),  дир.  (1947–51).  Первые  работы А.  были посвящены изучению нервных расстройств, связанных с интоксикацией аммиаком у рабочих кожевенного производства. Позднее  стал изучать проблему курортного лечения неврозов. Одним из первых в стране поставил вопрос о необходимости охраны здоровья педагогов-дефектологов в связи с повышенной психологической травматичностью  профессии. Основной сферой науч. интересов А. была олигофренопедагогика. Разработал классификацию олигофрении по принципу эндокринной патологии. Большое значение придавал наследственности в патологиях нервно-психического и соматического происхождения. Предлагал проводить терапию умственной отсталости гормональными и иными препаратами – естественными метаболитами, повышающими общебиологический и психический тонус.  Широко применял гипноз при работе с больными. Для работы с умственно отсталыми детьми в специальных учреждениях и вспомогательных школах разработал комплексный медико-педагогический подход, включающий вопросы отбора, санитарного режима, медицинского оборудования. Предложил организовать содействующие кл. для отстающих детей. Подготовил одну из первых обобщающих работ по истории олигофренопедагогики. Интересовался  проблемами психопатологического анализа,   составил психологические портреты известных деятелей культуры и литературных персонажей (описание динамики психического состояния А.П. Чехова в пер. обострения туберкулеза, героев поэмы «Мертвые души»).

Заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

С о ч.: Умственная отсталость детей и как с ней бороться. М., 1926; Основы психопатологии и психогигиены детского возраста для педагогов. М., 1930; Клиника олигофрении. М., 1936; Проблемы специальной педагогики и психологии // Труды института дефектологии. Известия АПН РСФСР. 1948, вып. 19.

Годы жизни

1883 - 1953

Исторический этап

МГПИ

Учёные МПГУ