Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Бабурин Дмитрий Сергеевич

Бабурин Дмитрий Сергеевич (21.9.1909, дер. Сумароково Московской губ. – 5.12.1982, Москва) – историк; канд. исторических наук (1939); проф. (1961–76), зав. каф. истории СССР (1971–76), проф.-консультант (1976–82), декан исторического и истор.-филолог. факультетов Московского городского педагогического ин-та им. В.П. Потемкина.

В 1927–30 учился в Московском педагогическом техникуме им. Профинтерна на политико-просветительском отделении. Занимался в учительском семинаре при Коммунистическом ун-те им. Я.М. Свердлова (1930–34). Получив лишь среднеспециальное образование и не имея высшего, в 1934 поступил в аспирантуру Московского государственного историко-архивного ин-та (МГИАИ). Защитил канд. дисс. «Очерки истории Мануфактур-коллегии» (1939). Впервые систематически осветил политику российского абсолютизма нач. 18 в. в обл. промышленности, вопросы социально-экономической природы российских мануфактур, особенности государственного управления разными отраслями промышленного производства того вр. Возглавлял государственную экспертизу архивного фонда страны и руководил отделом комплектования системы общегосударственных центральных архивов СССР. Дир. МГИАИ (1944–47). Разработал для каф. истории СССР особую программу курса истории государственных учреждений России. Участвовал в создании учеб. и вузовских программ по источниковедению истории СССР, палеографии, исторической хронологии. Будучи зав. каф. истории СССР, привлек к преподаванию молодых специалистов. При Б. на каф. стали работать Н.В. Минаева, В.Б. Кобрин, Р.М. Введенский, Э.М. Щагин, И.П. Запоров, В.Г. Тюкавкин, А.Г. Кузьмин, Г.А. Леонтьева (доц. из МГУ им. М.В. Ломоносова), Л.М. Ляшенко и А.Ф. Киселев. Активно решал проблему максимального сближения всей системы обучения студентов не только каф. истории СССР, но и факультета в целом с той, что сложилась в сфере университетского педагогического образования. По инициативе Б. отказались от выполнения выпускных работ по методике и педагогике и перешли на университетскую систему написания и защиту дипломных исследований; был разработан и принят учеб. план, в кот-м больше времени отводилось на преподавание историографии, источниковедения и др., увеличено учеб. время архивной и музейной практики; стали проводиться учеб. экскурсии по историческим местам Москвы, Ленинграда и др. городов.

С о ч.: Очерки истории Мануфактур-коллегии. М., 1939.

Годы жизни

1909 - 1982

Исторический этап

МГПИ

Учёные МПГУ