Навигация по сайту

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Остаёмся дома

АКТУАЛЬНО. ПРИЁМНАЯ КАМПАНИЯ 2020

Баранов Михаил Трофимович

БАРАНОВ Михаил Трофимович (20.4.1924, Орловская обл. – 9.7.1999, Москва) – д-р филологических наук (1985); проф.; ст. науч. сотрудник НИИ методов обучения АПН РСФСР−СССР (1957–81); зав. каф. методики преподавания русского языка филологического факультета (1988–98). Награждён Государственной премией СССР за учебник по русскому языку ( 1984 ), орденом Отечественной войны 2 – й степени ( 1985 ), премией К. Д. Ушинского.

Учился на вечернем отделении филологического факультета Московского городского педагогического ин-та им. В.П. Потемкина (1947–52). В 1952 поступил в аспирантуру. Защитил на каф. русского языка канд. дисс. «О переходе Е в О в первом предударном слоге северорусского наречия» (1956). С 1981 работал в МГПИ им. В.И. Ленина–МПГУ на каф. методики преподавания русского языка. Защитил докт. дисс. «Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьников в процессе изучения русского языка в 4–8 кл.» (1985). Создал четкие классификации принципов, методов и средств обучения, целей и задач преподавания, типов уроков, типов и видов умений и упражнений применительно к школьному курсу русского языка. В своих исследованиях подчеркивал принципиальную роль воспитания культуры учащихся, культуры речи как показателя общей культуры носителей русского языка. Отстаивал идею формирования лингвистического мировоззрения школьников. Эта идея стала ключевой в науч. школе Б. и базировалась на принципах связи языка и логики, родного языка и чувства национального самосознания. В исследованиях Б. частные методики были основаны на четкой и структурированной понятийной базе. Б. с коллегами упорядочил терминологическую базу методики преподавания словообразования, определил внутрипредметные связи с орфографией, морфологией, лексикой, подчеркнул семантический аспект обучения словообразованию. Создал школьные орфографический и словообразовательный словари нового типа, в кот-х нашло отражение стремление Б. определить значение изучаемого явления и приобретаемого умения. Разработал методику изучения лексики как школьного раздела. Обращал особое внимание на лексические понятия, адаптация кот-х к школьному курсу была новым явлением. Привлек внимание к 210-летию включения русского языка в учеб. планы. Обратил внимание на особенности реформы русской школы, проведенной в кон. 18 в., благодаря чему современные методисты обратились к наследию таких ученых, создателей учеб. для учащихся и руководств для преподавателей, как В.П. Светов, А.А. Барсов, Н. Курганов, П. Соколов, И. Орнатовский, И.Ф. Тимковский, Н.И. Греч, Е. Гугель. Систематизировал теорию методики преподавания русского языка по целому ряду науч. направлений с учетом новейших ее достижений. Создал учеб. по методике преподавания русского языка для вузов, а также 7 оригинальных программ для ст. кл., закладывая тем самым фундамент профильной школы и обогащая элективные курсы. Основал науч. школу, кот-я характеризовалась науч. строгостью и логикой, четкой структурой. Б. и его ученики подчеркивали связь языка и речи, слова и текста, единство национальной личности и исторической судьбы народа, кот-е отражены в культурных стереотипах и концептах – в содержании метод. концепций. Создал совместно с учениками ряд исследовательских концентров, кот-е получили в дальнейшем теоретическое и практическое освещение.

Ученый секретарь докт. дисс. совета МГПИ им. В.И. Ленина (1980–90), чл. докт. Ученых советов МПГУ и Московского областного педагогического ин-та, чл. Ученого совета филологического факультета МПГУ.

С о ч.: Русский язык: учебник для 5–6 кл. / в соавт. с Л.Т. Григорян, И.И. Кулибабой, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой; под ред. Н.М. Шанского. М., 1969; Русский язык: учеб. пос. для 4 кл. / в соавт. с Т.А. Ладыженской, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибабой, Л.А. Тростенцовой; под ред. Н.М. Шанского. М., 1970; Русский язык: 7 кл. / в соавт. с И.И. Кулибабой, Д.Т. Григорян и др.; под ред. Н.М. Шанского. М., 1971; Орфограмма и орфографическое правило // Семья и школа. 1974, № 1; Методика лексики. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка в 4–8 кл. / под ред. А.В. Текучева и др. М., 1978; Методика преподавания русского языка: по спец. № 2101 «Русский язык и литература» / в соавт. с Т.А. Ладыженской, М.Р. Львовым и др.; под ред. М.Т. Баранова. М., 1990.

Годы жизни

1924 - 1999

Исторический этап

МПГУ

Проект Музея истории МПГУ
Автор проекта – Т.К. Жаров
© Музея истории МПГУ, 2012 г.
Замечания и предложения по биографиям учёных МВЖК-2-го МГУ-МГПИ-МГПИ им. В.И. Ленина-МПГУ просим направлять по адресу: museum@mpgu.edu

Учёные МПГУ