Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Басова Антонина Гавриловна

БАСОВА Антонина Гавриловна (10.3.1900, Пермь – 1998, Москва) – д-р педагогических наук (1969), проф., зав. каф. сурдопедагогики дефектологического факультета (1964–69).

Окончив учительскую семинарию (1926), работала учителем, затем завучем в детском городке Нижнего Тагила. По командировке окружного комитета партии была направлена учиться на дефектологический факультет 2-го МГУ, после чего оставлена в аспирантуре. С 1930 начала преподавательскую деятельность в МГПИ им. А.С. Бубнова, разрабатывала и читала студентам теоретические курсы «Сурдопедагогика», «История сурдопедагогики», позднее − «Дошкольная сурдопедагогика». По совместительству работала инспектором Наркомата просвещения РСФСР (1934–38), возглавляя группу, курирующую специальные школы для детей с нарушениями слуха, много сделала для написания и изд. первых школьных учеб. и специальных программ для глухих детей. В связи с развитием дошкольного образования в стране Б. стала активно заниматься вопросами дошкольной подготовки аномальных детей, особое внимание уделяя проблеме преемственности дошкольного и школьного образования. Вела прием детей в медико-психолого-педагогической комиссии факультета, переписывалась с родителями, давая заочные консультации. В 1950-е провела опережающий время эксперимент, результаты кот-го позволили по-новому оценить важность и значение преемственной связи дошкольных учреждений и школы. Экспериментальная группа глухих дошкольников, курируемая Б., вместе с педагогом перешла на обучение в школу № 30 К.А. Микаэльяна для слабослышащих детей и успешно закончила ее за 10 лет. Сочетала общественно-педагогическую деятельность с науч.-исслед. работой. Вместе с А.И. Дьячковым основала новый раздел отечественной дефектологии «История сурдопедагогики». Написала фундаментальные работы, среди кот-х учеб., учеб. пос., метод. рекомендации и программы. Выявила и систематизировала сведения о призрении, обучении и воспитании людей с нарушением слуха с Древней Руси и по первую половину 20 в. Раскрыла систему воспитания в училищах для глухонемых в 19 в.; глубоко проанализировала вклад в отечественную сурдопедагогику Я.Т. Спешнева, И.Я. Селезнева, А.Ф. Остроградского, И.А. Васильева, Н.Н. Лаговского, Ф.А. Рау и др. Исторические работы Б. носили диалогический характер, автор ставила своей целью проследить изменение науч. подходов, стараясь давать объективные характеристики каждой личности. Благодаря работам Б. современные дефектологи могут в динамике увидеть становление подходов к обучению детей с нарушением слуха. Защитила докт. дисс. «История сурдопедагогики в СССР». По материалам науч. исследований написала учеб. для дефектологических факультетов «История сурдопедагогики», кот-й и сейчас не утратил своей значимости в учеб. процессе. Кн. получила широкий отклик и признание не только среди отечественных дефектологов, но и за рубежом, в част. в Испании.

Награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.», «За трудовую доблесть», значками «Отличник народного образования», «Отличник просвещения СССР», медалью К.Д. Ушинского.

С о ч.: Очерки по истории сурдопедагогики в СССР. М., 1965; История сурдопедагогики: учеб. пос. для студентов дефектологических факультетов педагогических ин-тов. М., 1984.

“Труды Басовой А. Г.”

Годы жизни

1900 - 1998

Исторический этап

МПГУ

Учёные МПГУ