Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Блох Марк Яковлевич

БЛОХ Марк Яковлевич (16.8.1924, Киев, Украинская ССР) – д-р филологических наук (1978); проф., Почет. проф. МПГУ (2002); зав. каф.  грамматики английского языка факультета иностранных языков.

Окончил аспирантуру МГПИ им. В.И. Ленина. Защитил канд. дисс. «К вопросу о рамочной конструкции предложения (на материале английского и немецкого языков)» (1962). Защитил докт. дисс. «Проблемы парадигматического синтаксиса». В 1983 опубликовал «Теоретическую грамматику английского языка» (выдержала 6 изд.). В кн. обобщены результаты исследований Б. и его учеников, сформулированы принципы представления и анализа языка как коммуникативно-парадигматической системы и намечены перспективы дальнейших языковедческих поисков на основе разработанных принципов. Лингвистическая концепция Б. развернута в монографии «Теоретические основы грамматики» (1986), дополнившей предыдущую кн. и составившей вместе с ней комплект, 5-е изд. кот-го в 2005 было отмечено премией Правительства РФ. Выход книги «Теоретическая грамматика английского языка» в 1983 стал годом основания науч. школы Б. «Коммуникативно-парадигматическая лингвистика», сформировавшаяся вокруг лингвистического учения о парадигматическом синтаксисе. Предпосылки основания школы «Коммуникативно-парадигматическая лингвистика» были заложены проф. Н.Ф. Иртеньевой. Направление, первоначально развивавшееся Н.Ф. Иртеньевой как базирующееся на принципах трансформацион­ной грамматики, было кардинально преобразовано Б. в лингвистическое учение о парадигматическом синтаксисе. Данная школа изучает систему языка и ее функционирование с широким выходом в смежные дисциплины и в использование языка в преподавательской и иной практической деятельности. Б. показал, что парадигматические отношения лежат в основе построения текста-дискурса, т.е.  выполняют  важную роль в формировании речи вообще, объединяя грамматический строй как центральную строевую обл. языка (категориальная морфология, функционально-парадигматический синтаксис с выходом в сегментирующую и интегрирующую систему текстообразования) со всеми другими сторонами и обл. языка, выявляемыми в виде конкретных подсистем фонетического строя (фонематика, ритмика, мелодика), лексического строя (лексематика,  фраземика, словообразование, фразообразование), стилистического строя (выразительные средства, функционально-стилевая дифференциация, целевое управление речевой коммуникацией). В этой интерпретации язык предстает в виде единого речепорождающего механизма, двумя  определяющими и взаимно-дополнительными функциями кот-го являются, соответственно, опосредование формирования мыслей (когнитивная функция) и опосредование обмена мыслями в процессе общения (коммуникативная функция). Становление и развитие концепции Б. прошло несколько этапов. В 1973−75 была осуществлена разработка общих принципов парадигматического синтаксиса. Б. было показано, что вопреки традиционному подходу к синтаксису как чисто синтагматической системе, именно синтаксис интегрирует парадигматику языка; морфологическая парадигматика служит лишь материалом для пара­дигматико-синтаксической системы, функционирование кот-й и является основой речетворческого языкового механизма. На 1975–77 Б. была разработана теория примарной синтаксической системы языка − структурированное множество элементарных моделей предложений, формируемых их структурно обязательными членами. В рамках этой теории получило кардинальное развитие учение о предикации как строевой основе предложения. Б. показал, что предикация не просто относит содержание предложения к действительности, а относит к действительности  номинативное содержание предложения, выраженное  заложенным  в нем ситуативном именем. Такое представление предикации позволило ясно указать обл. ее знакового действия и вычленить ее функ­циональные категории, построенные по парадигматико-оппозиционному принципу. В 1977–83 была осуществлена разработка теории коммуникативно-целевой парадигматики предложения, основанной на его актуальном членении. Б. показал, что именно актуальное членение с его информационным центром в виде ремы предложения формирует коммуникативный тип предложения, выражающий в самом общем виде  коммуникативную цель говорящего. Такое представление динамики актуального членения позволило выделить между каждой парой кардинальных коммуникативных типов предложения (повествование – вопрос, повествование – побуждение, вопрос – побуждение) по 2 промежуточных типа (повествовательный вопрос − вопросительное повествование, повествовательное побуждение – побудительное повествование, вопросительное побуждение – побудительный вопрос). В результате вся система коммуникативных типов предложения предстает в виде 9 ясно вычленяемых типомоделей, образующих в совокупности  своеобразный «коммуникативный тре­угольник». Данная теория получила  название «Теория коммуникативного треугольника». В 1983–84 было осуществлено выдвижение и развитие понятия диктемы как элементарной тематиче­ской (топикальной) единицы текста, и была сформулирована теория диктемного строя текста-дискурса. Введение диктемы в иерархию сегментных уровней языка оказалось важнейшим шагом  в развитии самой теории уровней языка, в кот-й, наряду с диктематическим уровнем, был вычленен и денотематический уровень – уровень контекстных номинаций, реализующихся в виде чл. предложения, формируемых либо одним, либо несколькими словами-лексемами по универсальному реверсивному закону уровневой иерархии. В 1984–2000 развернулось парадигматическое изучение разных  подсистем и аспектов языка с их выходом в диктемный (диктематический)  строй текстов-дискурсов разных видов и назначений. В 2000–07 и с 2007 по наст. вр. продолжается расширение тематического диапазона исследований Б. и его школы. В рамках этих исследований выдвигаются и продолжают разрабатываться принципиально новые положения об аспектизации текста, о факторах говорящего и слушающего в речевой ситуации, о факторах регуляции  речевого общения, о соотношении языка художественной литературы и обиходного языка, о соотношении этических языковых стилей или регистров (разговорный, нейтральный, книжный в детализации их подразделений) с функциональными стилями, об ораторской речи с ее манипулятивным аспектом, о соотношении концепта и понятия, о ментальном стереотипе и его языковом выражении и многом другом.

Председатель Дисс. совета по германским и романским языкам; председатель комиссии УМО педагогического образования России по специальности «Иностранный язык».

Почетный акад. РАЕН; почетный акад. Международной академии наук педагогического образования; чл. Российского философского общества; чл. Союза писателей России; чл. Союза журналистов России; чл. Американского биографического ин-та; чл. Нью-Йоркского клуба русских писателей.

Под руководством Б. защищены десятки канд. и докт. дисс.

В числе учеников Б. известные ученые – представители школы «Коммуникативно-парадигматическая лингвистика»: Л.А. Козлова (теоретик системно-парадигматической и текстовой конверсии лексемы); Л.М.  Борисова (теоретик парадигматического соотношения формального и неформального слоев лексики); Г.Н. Гумовская (создатель парадигматической теории текстового ритма); Т.Н.  Семенова (создатель парадигматической теории соотношения личных и нарицательных имен); Н.Б. Боева (создатель парадигматической теории омонимии) и мн. др.

С о ч.: Теоретическая грамматика английского языка: учеб. для педагогических ин-тов по специальности 2103 «Иностранные языки». М., 1983; Практикум по грамматике английского языка: учеб. пос. для педагогических ин-тов по специальности № 2103 «Иностранные языки» / в соавт. с  А.Я. Лебедевой, В.С. Денисовой. М., 1985; Теоретические основы грамматики: учеб. пос. для педагогических ин-тов по специальности «Иностранные языки». М., 1986; Теоретическая грамматика английского языка: учеб. для вузов по специальности «Английский язык и литература». М., 1994; Теоретические основы грамматики: учеб. для студентов ин-тов и факультетов иностранных языков. М., 2000; Имена личные в парадигматике, синтагматике и прагматике / в соавт. с  Т.Н. Семеновой. М., 2001; Теоретическая грамматика английского языка: учеб. для студентов, обучающихся по направлению подготовки дипломированных специалистов «Лингвистика и межкультурная коммуникация» / М.Я. Блох. М., 2003; Учим русский через сказку = Learn russian through fairy tales: тексты с параллельным переводом. Комментарии. Лингвистический анализ. Упражнения / в соавт. с Н.С. Новиковой, Н.Г. Олейник. М., 2005; Внутренняя речь (языковой строй и функциональная природа) / в соавт. с Ю.М. Сергеевой. М., 2009; Публичная речь и ее просодический строй / в соавт. с  Е.Л. Фрейдиной. М., 2011.

“Научная школа М. Я. Блоха”.

Исторический этап

МПГУ

Учёные МПГУ