Навигация по сайту

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Остаёмся дома

АКТУАЛЬНО. ПРИЁМНАЯ КАМПАНИЯ 2020

Дейкина Алевтина Дмитриевна

ДЕЙКИНА Алевтина Дмитриевна (род. 02.03.1939, Москва) – д-р пед. наук, проф. и зав. каф. методики преподавания русского языка.

После окончания школы в 1956 поступила на факультет русского языка и литературы МГПИ им. В.И. Ленина. Параллельно с обучением на вечернем отделении филологического факультета начала трудовую деятельность в дек. 1956 в качестве ст. пионервожатой в школе № 297 г. Москвы. В 1958-59 – ст. пионервожатая, воспитатель детского дома № 49 г. Москвы; в 1959-63 – ст. пионервожатая, ст. воспитатель, преподаватель русского языка и литературы школы № 266 г. Москвы; в 1963-69 – преподаватель русского языка и литературы школы № 444 г. Москвы; в 1969-72 – учитель начальной школы при Посольстве СССР в КНДР (Пхеньян); в 1972-78 – учитель русского языка и литературы в школе № 754 г. Москвы. В нояб. 1979 в НИИ содержания и методов обучения АПН СССР успешно защитила канд. дисс. «Изучение лексики в 4-5 классах с учетом межпредметных связей» под руководством М.Т. Баранова. В 1978-80 – мл. научный сотрудник НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, одновременно учитель русского языка и литературы в школах № 754, 320 г. Москвы. В 1982-83 – преподаватель русского языка и литературы школы № 113 ГСВГ в Берлине. В 1983-84 – мл. научный сотрудник НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, руководила практикой студентов 4 и 5 курсов МГПИ им. В.И. Ленина. В 1988-91 – учитель средней школы при Посольстве СССР в г. Кельне в ФРГ. В мае 1994 в МПГУ успешно защитила док. дисс. «Формирование у школьников взгляда на родной язык как национальный феномен при обучении русскому языку в средней школе». С 1998 – зав. каф. методики преподавания русского языка МПГУ. В 2000-08 – декан филологического факультета.

Д. много времени посвятила развитию кафедры методики преподавания русского языка, бережно сохраняя традиции своего учителя – проф. М.Т. Баранова. Судьба свела её с такими незаурядными людьми, как В.В. Давыдов, Т.А. Ладыженская, М.М. Разумовская, Н.М. Шанский, Л.А. Тростенцова, В.И. Капинос, Е.А. Быстрова. На кафедре активно функционируют научные школы и разрабатываются научные направления профессоров А.Д. Дейкиной, Л.А. Ходяковой, А.П. Еремеевой, Е.Г. Шатовой, Л.А. Тростенцовой, М.Б. Успенского.

Как ученый, Д. угадала и предвосхитила, а во многом определила ведущие линии в развитии методики преподавания русского языка в конце XX – начале XXI столетий и новые области в методической науке. Разработанная Д. методическая теория формирования у школьников взгляда на родной язык как национально-культурный феномен усилила значимость целей обучения русскому языку в аксиологическом ключе и предвосхитила приоритетность задач формирования у школьников ценностного отношения к русскому (родному) языку в современной школе. Научная школа Д. представлена несколькими научными направлениями, пронизанными идеей формирования языковой личности с ценностным взглядом на родной язык. В её научном диапазоне самые актуальные вопросы методологии преподавания русского языка: современные подходы в обучении русскому языку, в том числе аксиологический, мировоззренческий, культуроведческий; история науки и роль персоналии в её развитии; вопросы духовно-нравственного и эстетического развития и воспитания учащихся; межпредметные связи и итеграционные процессы в образовательном пространстве; работа с текстом и другое.

Яркой страницей в научной биографии Д. является её плодотворное участие в создании новых учебников для 8-9 классов совместно с проф. Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др., в создании школьного учебника для старших классов и целой линии «Дидактических материалов по русскому языку», «Раздаточных материалов русского языка» нового типа совместно  с проф. Т.М. Пахновой. За учебники для 8 и 9 классов «Русский язык» решением Учёного совета МПГУ Д. было присуждено звание Лауреата конкурса на лучшую научную работу гуманитарного цикла.

Ученики Д., кандидаты и доктора наук, трудятся в вузах и средних учебных заведениях нашей страны: в Москве, Воронеже, Оренбурге, Саранске, Йошкар-Оле, Абакане – и за её пределами.

Научные идеи Д. полно отражены в её обширном научном творчестве (300 трудов), в тематике организуемых Всероссийских научно-практических конференций, проводимых на кафедре методики преподавания русского языка, в инициировании ею конференций, посвящённых проблемам филологического образования на современном этапе, проводимых на филологическом факультете, в её докладах на конференциях разного уровня и ранга, и, безусловно, в диссертационных исследованиях её учеников.

Награждена медалью «В память 850-летия Москвы», нагрудным знаком «За заслуги в образовании», Почётной грамотой Министерства образования РФ за многолетнюю педагогическую деятельность, большой вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов, почетными грамотами МПГУ.

 

Соч.: Делать жизнь с кого? / Ленинская тема на уроках русского языка. М.: «Просвещение», 1984; Значение уроков лексики и особенности их проведения в сельской малокомплектной школе. М.: «Просвещение», 1986; Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1990; Вопросы методики уроков родного языка / В помощь учителю. М.: РАО, 1993; А.С. Пушкин на уроках русского языка. Дидактические материалы. Пособия для учащихся. 6-8, 10 классы [в соавт.]. М.: Аркти, 1999; Русский язык: учебник-практикум для старших классов [в соавт.]. М.: Вербум-М, 2001 (с грифом МО РФ) и др.

Исторический этап

МПГУ

Проект Музея истории МПГУ
Автор проекта – Т.К. Жаров
© Музея истории МПГУ, 2012 г.
Замечания и предложения по биографиям учёных МВЖК-2-го МГУ-МГПИ-МГПИ им. В.И. Ленина-МПГУ просим направлять по адресу: museum@mpgu.edu

Учёные МПГУ