Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Дмитренко Татьяна Алексеевна

Дмитренко Татьяна Алексеевна (род. 25.5.1954, Москва) −  д-р педагогических наук (2004); проф.; проф.  каф. методики преподавания иностранных языков факультета иностранных языков; академик МАНПО (2007);  зам. председателя докторского совета при МПГУ Д-212.154.27; член докторского совета при РУДН Д-212.203.22.

В 1977 окончила Московский  государственный педагогический ин-т иностранных языков им. М. Тореза по специальности «Преподаватель французского и английского языков». В МПГУ работает с 1989.

В 1997 защитила канд. дисс.  «Педагогическая технология многоуровневого интенсивного обучения студентов педвузов (на примере изучения иностранного языка)».  В 2004 защитила докт. дисс. «Профессионально-ориентированные технологии обучения в системе высшего педагогического образования (на материале преподавания иностранных языков)».

Имеет справку о внедрении результатов исследования,  посвященного профессионально-ориентированным технологиям обучения в системе высшего педагогического образования, от Министерства образования РФ  (2003). Полученные данные  были использованы Министерством образования РФ при разработке плана мероприятий по совершенствованию системы начального профессионального образования в части подготовки инженерно-педагогических кадров.

Д. проанализировала наиболее перспективные пути профессиональной подготовки будущего специалиста в высшей школе (индивидуализация и дифференциация обучения, дальнейшая профессионализация, углубление творческо-поисковой работы обучающихся, компьютеризация, использование различных форм, методов и средств активизации процесса обучения) и выявила основные тенденции технологического подхода в современном высшем педагогическом образовании. Д. вскрыты и экспериментально обоснованы психолого-педагогические условия эффективности профессионально-ориентированных технологий обучения в высшей педагогической школе: индивидуализированное обучение студентов, представляющее им право одновременно заниматься по их выбору полезным для них делом; резкое сокращение затрат учебного времени на текущий контроль за счет внедрения системы оценки знаний, умений и навыков студентов во время учебных и деловых игр; реализация обратной связи с выпускниками факультета; расширение профессионально-развивающих возможностей педагогической практики; проведен сравнительный анализ эффективности вариантов модели профессионально-ориентированной технологии: коммуникативной, контекстной, модульной, информационной и определена степень их эффективности в процессе экспериментального профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам; разработана модель профессионально-ориентированной технологии многоуровневого обучения иностранному языку студентов высшей школы по этапам, уровням, курсам, циклам; разработаны научно-практические рекомендации по совершенствованию профессионально-ориентированной технологии подготовки будущих специалистов в системе высшего педагогического образования; намечены пути совершенствования учебной и творческой деятельности студентов через вовлечение их в активную деятельность, требующую знаний, инициативы, опыта при проведении всех видов учебных практик.

В процессе исследования выявлены ведущие факторы эффективности профессионально-ориентированных технологий преподавания, построена их иерархическая структура, классифицированы их связи и взаимозависимости, вскрыты особенности их поведения и влияния на каждом уровне обучения. Был определен комплекс факторов разнопланового характера, влияющих на эффективность профессионально-ориентированных технологий обучения иностранным языкам в высшей школе: психофизиологические; факторы, связанные с содержанием конкретного учебного предмета; а также факторы учебно-методического сопровождения.  Как  показало исследование, наибольшую эффективность обнаруживают такие профессионально-ориентированные технологии обучения как коммуникативные с учетом идей контекстной технологии обучения, модульные и информационные с использованием телекоммуникационных сетей Интернет.

Д. был представлен целостный концептуальный подход к построению профессионально-ориентированной технологии подготовки будущих специалистов в системе высшего педагогического образования. Была разработана и экспериментально апробирована методика профессионально-ориентированного обучения студентов высшей педагогической школы (на материале преподавания иностранных языков).

Д. – чл. редколлегии Международного журнала социальных и гуманитарных наук «Личность. Культура. Общество».

Сфера научных интересов: методология и технология подготовки педагогических кадров по иностранным языкам; профессионально-ориентированная технология подготовки будущих специалистов по международному общению.

Под руководством Д. защищены 2 док. и 10 канд. дисс.

Награждена медалью «В память 850-летия Москвы». Имеет звание «Ветеран труда» (2009).

Имеет более 200 публикаций, среди них 5 монографии и 11 учебных пособий.

С о ч.: Профессионально-ориентированные технологии обучения иностранным языкам: монография. М., 2009; Теоретические  основы исследования  интенсификации  процесса обучения в высшей школе: монография. М., 2000; Профессионально-ориентированные  технологии обучения: монография. М., 2003; Профессионально-ориентированные технологии обучения в системе высшего  педагогического образования:  монография. М., 2000; Современные методологические подходы к технологии подготовки преподавателей иностранных языков. Монография. М., 2015; Методика преподавания английского языка в вузе: учебное пособие. М., 2009; Теория обучения иностранным языкам: учебное пособие. М., 2009; Современная технология обучения языковому материалу: учебное пособие. М., 2010; Современная технология обучения различным видам речевой деятельности: учебное пособие. М., 2010; Краткий курс современного английского языка делового общения: учебное пособие по разговорному английскому языку делового общения для студентов старших курсов. М., 1998 / в соавт. с А.Н. Гиривенко; Актуальные проблемы современной методики преподавания иностранных языков. Учебное пособие. М. 2011; Инновационные технологии обучения иностранным языкам. Учебное пособие. М. 2012; Преподавание иностранного языка для специальных целей. Учебное пособие. М. 2012; Психология межличностного общения. Учебное пособие. М. 2013; Основы педагогического мастерства. Учебное пособие. М. 2014; Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам. Учебное пособие. М. 2016 и др.

 

Исторический этап

МПГУ

Учёные МПГУ