Навигация по сайту

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Остаёмся дома

АКТУАЛЬНО. ПРИЁМНАЯ КАМПАНИЯ 2020

Добромыслов Василий Алексеевич

Добромыслов Василий Алексеевич (17.4.1892, Белозерск Вологодской обл. – 2.5.1965, Москва) – филолог, специалист в обл. методики преподавания русского языка; чл.-корр. АПН РСФСР (1949).

В 1913 окончил Новгородскую духовную семинарию. В 1913–17 обучался в Петроградском истор.-филолог. ин-те. Преподавал на Украине (в Хороле и ст. Долгинцево) и на Кавказе (Сухуми). В 1924–36 работал в Москве и МО в средних школах, фабрично-заводских училищах и на рабфаках. В 1936–37 преподавал в Яснополянской школе им. Л.Н. Толстого. Продолжая работать в школе, в 1938 перешел на науч.-исслед. работу ассистентом каф. русского языка МГПИ. Руководил педагогической практикой студентов. В 1940–44 являлся сотрудником НИИ школ Наркомпроса, в 1944–65 – ст. науч. сотрудником Ин-та методов обучения  (затем Ин-та общего и политехнического образования АПН РСФСР), в кот-м в течение 17 лет заведовал сектором обучения русскому языку. Начал публиковаться с 1938 (статьи «Сложные предложения»; «Работа над стилем в связи с изучением грамматики»; «Словарная работа в V–VII кл.»; «Подготовка к изложению и сочинению»; «Речевые недочеты в изложениях и сочинениях учащихся»; «Изучение грамматических определений и правил в V–VII кл.» в журнале «Русский язык в школе» и др. изд.). Особое внимание в своих работах уделял методике развития речи: разрабатывал методику проведения изложений и сочинений, методику обогащения словаря учащихся, связывая изучение грамматики с развитием речи. В 1950–60-е Д. занимался исследованием таких проблем, как связь обучения с жизнью на материале русского языка как учеб. предмета, воспитывающее обучение, вопрос о путях усовершенствования процесса обучения русскому языку, его активизации путем развития логического мышления, познавательных способностей и интересов учащихся. Д. обобщил опыт и результаты науч.-метод. исследований в нескольких работах, подготовленных и вышедших в 2-х т.  (1956–60) под названием «Преподавание русского языка в V–VII кл.» (1-й т. этого труда был удостоен премии им. К.Д. Ушинского), а также в экспериментальном учеб. по русскому языку для V–VII кл. (1951–53).

Автор свыше 80 кн. и статей по вопросам развития речи, грамматики, пунктуации, а также общих вопросов методики преподавания русского языка.

С о ч.: К вопросу о языке рабочего подростка. М., 1932; Изложения и сочинения в семилетней и средней школе. М., 1946; Учеб. русского языка для ремесленных и педагогических училищ. М., 1949; Изучение грамматических определений и правил в V−VII кл. М., 1951; О развитии логического мышления учащихся V−VII кл. на занятиях по русскому языку. М., 1956; Трудные вопросы грамматики и правописания / в соавт. Вып. 1. М., 1958; Вып. 2. М., 1960; Преодолеть разрыв между обучением ивоспитанием на уроках русского языка. М., 1963; О повышении научного уровня исследованийпо методике русского языка. М., 1963.

Годы жизни

1892 - 1965

Исторический этап

МГПИ

Проект Музея истории МПГУ
Автор проекта – Т.К. Жаров
© Музея истории МПГУ, 2012 г.
Замечания и предложения по биографиям учёных МВЖК-2-го МГУ-МГПИ-МГПИ им. В.И. Ленина-МПГУ просим направлять по адресу: museum@mpgu.edu

Учёные МПГУ