Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Добрынин Николай Федорович

Добрынин Николай Федорович (18.5.1890, Бобруйск, Белоруссия – 18.3.1981, Москва) – психолог; д-р психологических наук (1937), проф., зав. каф. психологии (1941–66).

С 1908 по 1915 обучался в Императорском Московском ун-те (затем Московском ун-те) сначала на естественном, а затем на истор.-филолог. факультете. После службы в Красной Армии (1919–22) поступил в аспирантуру при НИИ психологии. Обучаясь в аспирантуре, преподавал в Московском государственном индустриально-педагогическом ин-те им. К. Либкнехта и на педагогическом факультете 2-го МГУ (1922–30). Оставив в 1966 должность зав. каф. психологии, работал сначала проф. (1966–69), затем проф.-консультантом (1969–81) этой каф.  Входил в состав Ученой комиссии по психологии Министерства просвещения СССР, комиссии по педагогическим наукам при Правлении Всесоюзного общества «Знание», совета Московского отделения Общества психологов СССР, ученого совета Ин-та общей и педагогической психологии АПН СССР, специализированного совета по присуждению ученой степени канд. психологических наук в МГПИ им. В.И. Ленина, ред. совета журнала «Вопросы психологии». В 1925 защитил канд. дисс. «Колебания внимания». Автор первой в СССР докт. дисс. по психологии («Психология внимания»). Д. исследовал особенности познавательных процессов (внимания, памяти, мышления) и развития личности, однако особое место в его работах уделено проблеме внимания: видам, динамике, физиологическим основам, различным свойствам и характеристикам. Дал определение внимания как особого вида психической деятельности и как направленности и сосредоточенности сознания на деятельности с объектами. Психологическую природу внимания видел во взаимосвязи действий с развитием личности. Ввел понятие постпроизвольного внимания, возникающее на этапе перехода действий в автоматические операции или в результате изменения мотивации деятельности. Выдвинул и обосновал принцип значимости, кот-й считал фундаментом разработки проблемы активности личности и активности познания (значимость определяет направленность внимания человека, являясь одним из наиболее существенных среди обусловливающих его признаков). Д. рассматривал также вопросы интеллектуального  воспитания, развития интересов и формирования личности ребенка. В учеб. «Возрастная психология» (под ред. Д.) приведены подробные сведения о возрастных особенностях развития речи в дошкольном возрасте. Психологические особенности возрастных периодов раскрыты во взаимосвязи с развитием личности ребенка.

Под руководством Д. защищено около 50 канд. дисс.

Автор более 100 науч. трудов, среди кот-х учеб. и учеб. пос. по общей, возрастной и педагогической психологии для высшей школы, статьи для Большой Советской и Медицинской Энциклопедий, науч.-популярные брошюры по психологии.

Награжден орденом Ленина, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «В память 800-летия Москвы», К.Д. Ушинского, значком «Отличник народного просвещения».

С о ч.: Колебания внимания. М., 1928; Введение в психологию. М., 1929; Проблема активности личности, активности сознания. М., 1954; Основные вопросы психологии внимания. М., 1959.

Годы жизни

1890 - 1981

Исторический этап

МГПИ

Учёные МПГУ