Навигация по сайту

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Остаёмся дома

АКТУАЛЬНО. ПРИЁМНАЯ КАМПАНИЯ 2020

Дворецкая Инесса Александровна

ДВОРЕЦКАЯ Инесса Александровна (23.10.1930, Ленинград) – специалист по раннему средневековью; д-р исторических наук (1985); проф., зав. каф. истории древнего мира и средних веков. Окончив с отличием школу, поступила в Горьковский

государственный ун-т на ис-тор.-филолог. факультет, где преподавали чл.-корр. АН

С.И. Архангельский, проф. Н.П. Соколов и Н.И. Голубцова. С 3-его курса Д. специализировалась по античной истории, однако в аспирантуре Московского педагогического ин-та избрала историю средних веков, став ученицей

проф. В.Ф. Семенова. Занимается изучением проблемы генезиса феодализма в переходный период от античности к средневековью. Дала анализ последствий остготского и лангобардского завоеваний, рассмотрела синтез римских и германских элементов социального развития, особенности земельного раздела, социальный и правовой статус римского и варварского населения, характер социально-политических противоречий в лангобардском обществе 6−8 вв., процесс христианизации и влияние церковной идеологии на развитие государственности. На основе изучения Эдикта Теодориха и лангобардских законов исследовала различные правовые аспекты, их древнегерманские корни и эволюция под влиянием латинской культуры и христианской морали. Проблема христианизации разрабатывается в контексте генезиса варварской государственности. Исследования Д. по истории Италии в эпоху остготов и лангобардов внесли существенный вклад в отечественную медиевистику. Защитила докт. дисс. «Образование раннефеодального общества и государства в Северной Италии

VI−VIII вв.». Широкий науч. кругозор и исслед. опыт Д. ярко проявились в кн. «Западная Европа V−IX вв. Раннее средневековье» (М., 1990), где удачно сочетаются анализ социально-экономической, политической истории Западной Европы с историей культуры раннего средневековья. Результатом переосмысления традиционных проблем истории средневекового общества и нового подхода к изложению учеб.-метод. материала стало создание авторских программ специальных курсов: «Римская церковь, религия и общество в средние века» (М., 2002), «Христианство в средневековой Европе» (М., 2005); практикумов: «Христианская церковь в поздней Римской империи и в раннее средневековье» (М., 2004), по общему курсу истории средних веков (М., 2005); а также «Хрестоматии по истории средних веков раннего и кл. ического периодов» (М.,

2006). Создание программ по истории Римской церкви и западного христианства отвечает потребностям одного из основных направлений современной медиевистики. Отойдя от стереотипов в освещении истории религии, Д. обратила внимание на важность при изучении средневековой истории видеть позитивную роль христианства и католической церкви, просветительскую деятельность духовенства, социальные функции защиты обездоленных; значение канонического права в развитии государственности, политических ин-тов. История Римской церкви рассматривается Д. на протяжении 6–16 вв. Глубокое усвоение материала по религиозно-церковной проблематике в контексте истории феодального общества и особенностей идеологии средневековой Европы невозможно без изучения самых разнообразных источников. Эта задача решается Д. изд. практикума «Христианская церковь в поздней Римской империи и в раннее средневековье» (совместно с доц. каф. Г.И. Цыпуриной). Пос. содержит выдержки из трудов церковных писателей и отцов церкви о вере, аскезе и распространении христианства в Западной Европе. Д. создала практикум и хрестоматию по общему курсу истории средних веков (совместно с доц. каф. Н.В. Симоновой). Практикум ориентирован не только на усвоение студентами курса данной исторической дисциплины, но и на расширение общего культурно-исторического кругозора. Увеличение фактического материала содействует формированию правильного представления о реалиях средневековой истории. Некоторые из предложенных текстов переведены впервые. В героическом эпосе, городской хронике, мемуарной литературе, юридическом документе звучит голос народной памяти или современника событий. Это позволяет и составить представление об основных событиях, духовном мире и менталитете человека средневековой эпохи, и ощутить ее неповторимый колорит. Руководитель науч. направления, продолжает традиции школы проф. В.Ф. Семенова. Социально-политическая история западноевропейского средневековья представлена актуальной в современной науке тематикой, школа объединяет науч. и науч.-метод. работу каф. На протяжении десятилетий каф. истории древнего мира и средних веков обеспечивает российские вузы кадрами высокой квалификации. Все аспиранты Д. трудятся в педагогических вузах РФ и активно ведут науч.-исслед. работу. На базе каф. ежегодно проводятся Межвузовские конференции студентов, аспирантов и молодых ученых памяти проф. В.Ф. Семенова, в кот-х участвуют вузы и академические ин-ты Москвы, Тулы, Перми, Новосибирска.

Ученики: канд. исторических наук В.В. Ларионов, д-р исторических наук А.И. Донченко, канд. исторических наук М.А. Тимофеев, канд. исторических наук С.В. Белоусов, канд. исторических наук А.И. Сидоров, канд. исторических наук М.В. Третьякова, канд. исторических наук М.Е. Ложкарева, канд. исторических наук Е.С. Носова, канд. исторических наук А.В. Юдин.

С о ч.: Возникновение раннефеодального государства в Северной Италии VI−VIII веков: Спецкурс / И.А. Дворецкая; Под ред. Г.А. Кошеленко. М., 1982; Формирование политической идеологии в раннефеодальной Италии VI−VIII вв.: учеб. пос. / И.А. Дворецкая; под ред. А.Г. Кузьмина. М., 1984; Христианская церковь в Высокое средневековье. М., 2011; Научная школа В.Ф. Семенова // Развитиеличности. 2011, № 4.

Годы жизни

1930

Исторический этап

МГПИ

Проект Музея истории МПГУ
Автор проекта – Т.К. Жаров
© Музея истории МПГУ, 2012 г.
Замечания и предложения по биографиям учёных МВЖК-2-го МГУ-МГПИ-МГПИ им. В.И. Ленина-МПГУ просим направлять по адресу: museum@mpgu.edu

Учёные МПГУ