Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Флерина Евгения Александровна

ФЛЕРИНА Евгения Александровна (18.11.1889, с. Брашеваново Херсонской губ. – 10.11.1952, Москва) – педагог, специалист по дошкольному воспитанию; д-р педагогических наук (1947); проф. (1948); зав. каф. дошкольной педагогики (1942–52); чл.-корр. АПН РСФСР (1950).

В 1909 окончила  Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, в 1917 – педагогические курсы при обществе «Детский труд и отдых». С 1924 преподавала во 2-м МГУ–МГПИ им. В.И. Ленина на дошкольном отделении педагогического факультета. Работала в Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской (1926–34) и Ин-те теории и истории педагогики (1944–47). Особое внимание уделяла игрушке: предлагала выпускать кукол, изображающих людей разных возрастов и профессий, кукол с набором белья и одежды, а также с набором кроя; комплекты игрушек типа солдатиков; наборы животных, а также игрушки, представляющие различные виды транспорта, военную, космическую технику. Считала, что детям важно не просто наблюдать за действием игрушки, но и самим управлять ею (к примеру, крупногабаритными игрушками типа трактора, автомобиля и т.д.). Предложила выпускать бытовую игрушку (холодильник, мойку). Большое внимание уделяла сборно-разборным игрушкам, способствующим развитию конструкторских навыков у детей. Основатель науч.-пед. школы в обл. эстетического и речевого развития детей дошкольного возраста. Разработала общие основы эстетического воспитания ребенка, кот-е должно было осуществляться с помощью художественных слова, картины, игрушки. Проанализировав около 500 тыс. детских рисунков и 15 тыс. образцов детской лепки, определила критерии изучения душевного мира дошкольника, выражающегося в изобразительной деятельности. Выявила особенности восприятия дошкольниками живописи и графики, раскрыла своеобразие стиля детского рисования. Много внимания уделяла вопросам развития речи, считая, что  воспитатель должен следить за правильным смысловым употреблением слова, произношением. Разработала классификацию детских кн., выделяя производственную, героическую, дидактическую и веселую. В качестве приемов речевой работы с детьми предлагала применять разговор, беседу о прочитанном, рассказывание и художественное чтение. Занималась вопросом обучения детей диалогической речи. Ряд исследований Ф. посвящен проблеме воспитания в детском саду. В качестве форм обучения предлагала использовать учеб.-воспитательную работу в повседневной жизни; организованные занятия по выбору самих детей; обязательные занятия, предлагаемые всей группе детей. Определила содержание профессиональной подготовки студентов в педагогических училищах и вузах, создала первые учеб. программы и учеб. пос. по курсу методики развития детей дошкольного возраста.

С о ч.: Рисунок как материал для изучения ребенка. M., 1923; Детский рисунок. M., 1924; Из опыта исследовательской работы по детской книге. M., 1930; Какая игрушка нужна дошкольнику. M., 1933; Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. M., 1956; Эстетическое воспитание дошкольника. M., 1961; Игра и игрушка. M., 1973.

Годы жизни

1889 - 1952

Исторический этап

МГПИ

Учёные МПГУ