Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

АКТУАЛЬНО. ПРИЁМНАЯ КАМПАНИЯ 2020

Кащенко Всеволод Петрович

КАЩЕНКО Всеволод Петрович (21.3.1870, Ейск Кубанской губ. – 30.11.1943, Москва) – педагог; дефектолог; канд. педагогических наук (1938); зав. каф. лечебной педагогики (до 1931).

В 1891 поступил на медицинский факультет Императорского Московского ун-та (ИМУ). Исключен за участие в работе студенческих революционных кружков (1894) и выслан из Москвы. В 1897 окончил медицинский факультет Киевского ун-та св. Владимира. Один из организаторов высшего дефектологического образования и науч.-исслед. работы в области дефектологии. В 1908 организовал в Москве частную школу-санаторий для детей с интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения. Это было одно из первых в России учреждений подобного рода, куда принимались малоуспевающие, нервные, трудновоспитуемые дети в возрасте от 4 до 16 лет, за исключением нескольких категорий (идиоты, глубоко отсталые, эпилептики). Одновременно в учреждении могли находиться 22 воспитанника, подразделявшиеся на три «семьи». Каждая «семья» имела воспитателя, жившего в одном дортуаре с детьми, чл. «семьи» жили, питались и играли отдельно. Для учебных занятий воспитанники в соответствии со своими индивидуальными особенностями были разделены на более мелкие подгруппы. Целью учреждения было исправление недостатков развития путем лечения, воспитания и обучения, а также подготовка воспитанников к самостоятельной жизни. К. требовал, чтобы у детей формировались трудоспособность, интересы и самостоятельность. Придавал особое значение развитию активности и творчества детей посредством разумной и полезной деятельности, интересной детям. Основным методом, обеспечивающим активность учащихся в процессе усвоения знаний, развитие способностей, коррекцию личности было применение на всех уроках ручного труда. Дети взвешивали, измеряли, зарисовывали, составляли коллекции, делали модели из глины и др. материалов. Важнейшим принципом в школе-санатории был индивидуальный подход к воспитанникам. Воспитатели внимательно наблюдали за их деятельностью, определяли наклонности к тому или иному виду труда и помогали осуществлять интересную для них деятельность. Интерес к учению поддерживался благодаря максимальной конкретизации учебного материала на основе использования наглядных пособий, а также наличию тесной связи между всеми предметами. Важной и необходимой считалась и работа с родителями трудных детей. После 1917 на базе школы-санатория были созданы Дом изучения ребенка, Медико-педагогическая станция, кот-ми руководил К. (1918–21; 1920–24). Также являлся проф., и ректором Педагогического ин-та детской дефективности Москве (1920–24). В 1924 ин-т был преобразован в дефектологическое отделение педагогического факультета 2-го МГУ, кот-е затем стало дефектологическим факультетом МГПИ им. В.И. Ленина. В 1920-х К. работал на педагогическом факультете 2-го МГУ. К. присуждена ученая степень канд. педагогических наук без защиты дисс. С 1928 и до конца жизни много работал над проблемами логопедии, являясь проф.-консультантом поликлиники Комиссии содействия ученым при Совнаркоме СССР и поликлиники Второго медицинского ин-та.

Стоял у истоков современной коррекционной, или коррективной (лечебной) педагогики и заложил основы психолого-педагогической работы с педагогически запущенными, трудновоспитуемыми детьми. Считал, что причины детской исключительности могут быть разными, а отклонения в поведении вызываются врожденными или приобретенными факторами. Используя врачебно-педагогические средства, ставил задачу добиться ослабления или преодоления недостатков развития у детей с отклонениями. Учебно-воспитательный процесс основывал на применении методов, содействующих максимальной активности и самостоятельности детей, пробуждению у них стремления исправить недостатки своего поведения. Подчеркивал, что для аномальных детей важно не количество знаний, а их качество, жизненность и роль в развитии познавательных возможностей учащихся. Составляя программу изучения личности ребенка, включал в нее социальный профиль. Задача социального профиля состояла в учете социально-экономических и биологических условий, кот-е создают, развивают детскую исключительность и одновременно указывают на пути предупреждения и устранения дефектов личности ребенка.

Чл. редколлегии  журнала «Вопросы дефектологии» (1928–31).

С о ч.: Дефективные дети школьного возраста и всеобщее обучение. М., 1910; Воспитание – обучение трудных детей. Из опыта санатория-школы / в соавт. с С. Н. Крюковым. М., 1913; Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрастах. Охрана душевного здоровья детей: пособие для родителей и педагогов. М., 1919; Педология в педагогической практике / в соавт. с Г. В. Мурашевым М., 1926; Исключительные дети. Дети нервные, трудные и отсталые, их изучение и воспитание / в соавт. с Г. В. Мурашевым. М., 1929.

“Труды Кащенко В. П.”.

Годы жизни

1870 - 1943

Исторический этап

Второй МГУ

Проект Музея истории МПГУ
Автор проекта – Т.К. Жаров
© Музея истории МПГУ, 2012 г.
Замечания и предложения по биографиям учёных МВЖК-2-го МГУ-МГПИ-МГПИ им. В.И. Ленина-МПГУ просим направлять по адресу: museum@mpgu.edu

Учёные МПГУ