Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Ключевский Василий Осипович

КЛЮЧЕВСКИЙ Василий Осипович (28.1.1841, с. Воскресенское Пензенской губ. – 25.5.1911, Москва) – историк; д-р (1882); проф., ординарный акад. Петербургской АН по истории и древностям русским (1900), почет. чл. по разряду изящной словесности (1908).

Не завершив курс в Пензенской духовной семинарии, поступил в 1861 на истор.-филолог. факультет Императорского Московского ун-та (ИМУ). После окончания 6 лет работал над кн. «Древнерусские жития святых как исторический источник», изучил 670 списков агиографических памятников из 321 рукописного сборника Синодальной библиотеки и монастырских архивов. Защитил эту работу в качестве магистерской дисс. на диспуте (1872). В 1871–1906 преподавал в ИМУ сначала в качестве приват-доц., а с 1882 – проф. Все годы работы на МВЖК читал курс лекций по истории России, кот-й представлял собой ряд отдельных исследований, выстроенных в стройную и цельную систему. Отличительными чертами лекторского стиля К. были точность, сила и образность. Защитил в ИМУ фундаментальную докт. дисс. «Боярская дума Древней Руси». В 1899 издал «Краткое пособие по русской истории», кот-е фактически стало учеб. для гимназий. Широко стал известен после изд. в 1902 лекционного «Курса русской истории» (переведен на многие европейские языки), кот-й состоял из 86 лекций, охватывавших исторический пер. с древнейших времен до реформ Александра II. В 1893 был приглашен преподавать курс русской истории сыну Александра III Георгию. К. пересмотрел историко-философскую систему С.М. Соловьева, мысль последнего о колонизации как важном факторе исторического развития получила у К. углубленное толкование за счет экономического, этнологического и психологического анализа. Подошел к изучению истории России с позиций взаимовлияния и взаимосвязи главных факторов – личности, природы и общества. Органический подход к исследуемой проблематике требовал учета контекста эпохи и действующих сил истории, исследования многомерности исторического процесса и разнообразия существовавших и существующих связей. Серьезные изменения в понимании соотношения роли народа и государства произошли в процессе работы К. над докт. дисс. Народу как понятию этническому и этическому отводил роль основной силы в истории образования и развития государства. Государство, по мысли К., опирается на устойчивые общие интересы, на широкие общественные связи. Важнейшей для начального пер. русской истории считал созидательную идею славянского единства. Зарождение русской народности связывал с пробуждением в русском обществе чувства земского единства, чему, с точки зрения К., содействовали первые русские кн., «с таким успехом» трудившиеся над политической цельностью и государственным единством Русской земли. Считал, что «историческая эпоха, в делах кот-й весь народ принимал участие, и через это участие почувствовал себя чем-то цельным, делающим общее дело, всегда особенно глубоко врезывается в народной памяти». В анализе монархической формы государственности сказались этические представления К.: «Политическое значение государя определяется степенью, в какой он пользуется своими верховными правами для достижения целей общего блага». Ввел понятие «ответственное самодержавие», кот-е отличал от непростительного самодурства. Председатель императорского Общества истории и древностей российских при ИМУ.

Ученики: известные отечественные историки М.К. Любавский, А.А. Кизеветтер, М.М. Богословский, П.Н. Милюков, С.П. Мельгунов, М.Н. Покровский, Н.А. Рожков, А.И. Яковлев, Ю.В. Готье, С.К. Богоявленский, С.В. Бахрушин, В.И. Пичета.

С о ч.: Неопубликованные произведения. М., 1983; Сочинения: в 9-ти т. М., 1987–90; Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1989; Лекции по русской истории, читанные на Высших женских курсах в Москве. М., 1997.

 

“Труды Ключевского В. О.”

Годы жизни

1841 - 1911

Исторический этап

МВЖК

Учёные МПГУ