Навигация по сайту

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Остаёмся дома

АКТУАЛЬНО. ПРИЁМНАЯ КАМПАНИЯ 2020

Конина Мария Митрофановна

КОНИНА Мария Митрофановна (1913 – 1991, Москва) – канд. педагогических наук (1941); зав. каф. дошкольной педагогики (1963–70); декан факультета дошкольного воспитания (1957–63); основатель науч. школы по изучению детской речи.

В 1938 окончила МГПИ, затем там же аспирантуру. Доц. каф. дошкольной педагогики (1943–78). В этот пер. на базе дошкольного отделения педагогического факультета были открыты факультет дошкольного воспитания и вечернее отделение. Для нового факультета совместно с деканом В.И. Ядэшко внедрила пятилетний план обучения. При участии К. были разработаны науч.-метод. основы специализаций, в т.ч. лингвистического цикла: создание учеб. плана и учеб. программ, отбор содержания, большее значение стали иметь  лингвистические и психологические курсы. В пер. работы деканом и зав. каф. способствовала превращению каф. в крупный науч.-метод. центр, оказывающий помощь многим вузам страны, где проходили стажировку преподаватели из союзных республик, апробировали дисс. аспиранты и соискатели НИИ дошкольного воспитания, проходили обучение в аспирантуре молодые специалисты из Комсомольска-на-Амуре, Ростова-на-Дону, Ульяновска, Шадринска, Перми и др. городов. Ученица Е.А. Флериной. Защитила канд. дисс. «Влияние народной сказки на творчество старшего дошкольника». Предметом науч. исследования К. были малоизученные в 1950–70-е проблемы: формирование грамматического строя речи, словаря, воспитание звуковой культуры речи. Уточнила задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи; подчеркнула значение осознания речи детьми (К. называла это понятие воспитанием критического отношения к речи окружающих и к своей речи); показала роль речевого образца воспитателя и самостоятельности детей в образовании грамматических форм. Развивала идеи в обл. художественного чтения и рассказывания детям: углубила подходы к использованию художественной литературы как к средству умственного, речевого, нравственного и эстетического воспитания. Провела одно из первых экспериментальных исследований «Роль картинки в обучении родному языку детей дошкольного возраста», за кот-ю получила премию К.Д. Ушинского. Руководитель секциями методики развития речи министерств просвещения РСФСР и СССР. Автор и ред. большинства учеб. программ. Один из создателей учеб. по дошкольной педагогике (раздел «Умственное воспитание и развитие речи»).

Награждена медалью «К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина», значками «Отличник Просвещения СССР», «Отличник просвещения РСФСР», «Победитель соцсоревнования». Отмечена в кн. Почета МГПИ имени В.И. Ленина (1979).

С о ч.: К тридцатилетию советского детского сада. Евгения Александровна Флерина // Дошкольное воспитание.  1947, № 8; Развитие речи // Воспитание ребенка в семье от трех до семи лет. Кн. для родителей / под ред. Е.А. Флериной.  М., 1950; Некоторые вопросы обучения детей 3–5 лет грамматически правильной речи // Дошкольное воспитание.  2008,  № 11.

Годы жизни

1913 - 1991

Исторический этап

МГПИ

Проект Музея истории МПГУ
Автор проекта – Т.К. Жаров
© Музея истории МПГУ, 2012 г.
Замечания и предложения по биографиям учёных МВЖК-2-го МГУ-МГПИ-МГПИ им. В.И. Ленина-МПГУ просим направлять по адресу: museum@mpgu.edu

Учёные МПГУ