Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Корнилов Константин Николаевич

КОРНИЛОВ Константин Николаевич (8.3.1879, Тюмень –10.7.1957,  Москва) – психолог; организатор педагогического факультета 2-го МГУ (1921); д-р педагогических наук (1935); проф. (1921), акад. АПН РСФСР (1943), вице-президент АПН РСФСР (1944–50); декан педагогического факультета (1921); зав. каф. психологии МГПИ им. В.И. Ленина.

В 1898 окончил Омскую учительскую семинарию. В 1898–1905 был учителем в Сибири. В 1910 окончил Императорский Московский ун-т (ИМУ); являлся науч. сотрудником психологического ин-та ИМУ (с 1910), затем приват-доц. (1916). Возглавлял Науч.-исслед. ин-т психологии (1923–30; 1938–41). В 1921 под руководством К. был образован педагогический факультет 2-го МГУ, где проявился блестящий талант К. как ученого-организатора, сумевшего сформировать мощную науч. школу.

В январе 1923 в Москве на 1-ом Всероссийском съезде по психоневрологии К. выступил с докладом, направленным против своего учителя Г.И. Челпанова. К. подверг уничтожающей критике традиционную психологию, потребовав распространения марксистской теории на эту обл. науч. знания. И хотя М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн поддержали выступление, у К. сложилась негативная репутация отступника. Борясь с Г.И. Челпановым и рефлексологией, К. выступил с программой новой науки – реактологии, опирающейся на диалектический материализм. Задачей ее было исследование поведения как совокупности реакций человека на биосоциальные раздражения. Однако реактология, кот-ю К. пытался в качестве марксистской психологии противопоставить идеалистической и поведенческой психологии, лишь эклектически сочетала марксистские принципы с некоторыми механистическими и энергетическими идеями. Реактология не получила поддержки на психологической дискуссии в 1931, что заставило К. отказаться от нее. В то же время К. удалось преодолеть традицию, в соответствии с кот-й экспериментальная психология ставилась в рамки решения чисто схоластических вопросов (о душевной субстанции, психической причинности и т.д.), мало связанных и с методологией естественнонаучных исследований, и с практикой воспитания. Именно статьи и выступления К. помогли науч. общественности осознать важность ключевых для психологии вопросов: о формировании психического, о воздействии на психику социального окружения, об активности и пр.

Учредил (вместе с А.Б. Залкиндом и Шпильрейном) в 1928 журнал «Психология, педология и психотехника», в кот-м стал редактором Серии А («Психология»). Задачей журнала провозглашалось «объединение психологов в целях дальнейшего строительства обслуживаемых журналом дисциплин на основании диалектического материализма, а также удовлетворение практических потребностей и запросов культурного строительства». Наряду с программными и реактологическими статьями здесь публиковались и статьи, в кот-х была реализована подлинная марксистская методология (прежде всего Л.С. Выготского, А.В. Лурии).

Редактор ряда психолого-педагогических журналов (в т.ч. первый редактор журнала для учителей и родителей «Семья и школа»), автор учебников по психологии для педагогических ин-тов, училищ и школ.

Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени и медалями.

С о ч.: Учение о реакциях человека с психологической точки зрения («реактология»). М., 1921;  Современная психология и марксизм // ПЗМ. 1923, № 1, 4–5; Современная психология и марксизм. Л., 1924; Психология и марксизм // Психология и марксизм. Сб. статей. Л., 1925; Современное состояние психологии в СССР // ПЗМ. 1927, № 10–11; Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектического материализма.  М., 1929; Психология / в соавт. 2-е изд. М., 1941.

 

Годы жизни

1879 - 1957

Исторический этап

Второй МГУ

Учёные МПГУ