Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Огородников Иван Трофимович

ОГОРОДНИКОВ Иван Трофимович (11.7.1900, с. Огородники Вятской губ. – 7.10.1978) – д-р наук (1965); проф.; зав. каф. педагогики (1949); зам. начальника ГУВУЗа Министерства просвещения РСФСР (1944–47); проректор МГПИ им. В.И. Ленина по науч. работе; чл.-корр. АПН РСФСР (1955), чл.-корр. АПН СССР (1968).

В 1921 окончил Вятский педагогический ин-т и инструкторско-педагогические курсы. Педагогическую деятельность начал в Нолинске Вятской губ. на педагогических курсах. Работал в педагогическом техникуме и заведовал отделом социального воспитания Нолинского уездного отдела народного образования. В кон. 1920-х поступил в аспирантуру при НИИ методов школьной работы. Исключительно важную роль в жизни О. сыграли Н.К. Крупская и руководимый ею журнал «На путях к новой школе», открывший дорогу в науку многим известным советским педагогам. В 1931 О. стал зав. каф. педагогики МГУ, затем возглавил каф. педагогики МГПИ им. В.И. Ленина. Вся науч.-исслед. деятельность О. в эти годы была посвящена перестройке системы университетского образования в целях подготовки кадров для высшей школы. Детально исследовал вопросы лекционного преподавания, учета и проверки знаний студентов, производственной практики и комплексного применения методов преподавания. Решительно выступал против бригадно-лабораторного метода как универсального средства решения всех учеб.-воспитательных проблем. Каф. педагогики МГПИ им. В.И. Ленина стала центром науч. исследований в обл. актуальных проблем образования, здесь действовали лаборатории воспитания, экспериментальной дидактики, программированного обучения, высшего педагогического образования, сравнительной педагогики, истории педагогики. О. впервые обосновал классификацию методов обучения учащихся, основанную на источниках передачи и приобретения знаний, умений  и навыков. Разработал новаторскую систему критериев оценки. Значителен вклад О. в создание учеб. по педагогике (изданы в 1946, 1958, 1968, 1978), кот-е  десятилетиями применялись в учеб. процессе, многие переведены на иностранные языки. В обл. международных контактов наиболее активным было сотрудничество с педагогами ГДР. В 1974 вышло совместное изд. «Опыты дидактических исследований в СССР и ГДР» под ред. О. и Э. Дрефенштедта, отличавшееся новаторским характером. Руководил Дисс. советом по присуждению ученых степеней канд. и д-ра педагогических наук. И.о.  председателя ученой комиссии по педагогике Министерства просвещения СССР. Чл. экспертного совета ВАКа, чл. редколлегии журнала «Советская педагогика».

Под руководством О. защищено 50 канд. и докт. дисс.

Награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», медалями им. К.Д. Ушинского и Н.К. Крупской. Заслуженный деятель науки РСФСР (1971).

Соч.: Учет знаний студенчества в высшей школе: учебный материал: обработанные лекции по курсу педагогики. М., 1933; Организация и методика работы высшей школы. М., 1934; Повышение научно-теоретического уровня преподавания педагогических дисциплин в учительских и педагогических институтах. М., 1947; Вопросы повышения эффективности урока. М., 1959; Повышение самостоятельности и творческой активности учащихся. М., 1967; Актуальные проблемы и методы дидактических исследований. М., 1967; Актуальные проблемы  высшего педагогического образования. М., 1971; Современные проблемы исследования педагогического образования. М., 1974; Опыты дидактических исследований в СССР и ГДР / под ред. И.Т. Огородникова и Э. Дрефенштедта. М., 1974; Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся в обучении. М., 1978.

 

Годы жизни

1900 - 1978

Исторический этап

МГПИ

Учёные МПГУ