Навигация по сайту

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Остаёмся дома

АКТУАЛЬНО. ПРИЁМНАЯ КАМПАНИЯ 2020

Пешковский Александр Матвеевич

ПЕШКОВСКИЙ Александр Матвеевич (11.8.1878, Томск – 27.3.1933, Москва) – языковед; представитель формально-грамматической школы; специалист в области теории грамматики и методики ее преподавания; проф. 1-го МГУ (1921–24), 2-го МГУ (1926–32).

В 1897 окончил с золотой медалью гимназию в Феодосии и в том же году поступил на естественное отделение физ.-мат. факультета Императорского Московского ун-та (ИМУ). В 1899 был исключен за участие в студенческих волнениях; продолжил естественнонауч. образование в Берлине. В 1901 поступил на истор.-филолог. факультет ИМУ, окончил в 1906. Преподавал русский и латинский языки в частных гимназиях Москвы (1906–14), был лектором Высших педагогических курсов им. Д.И. Тихомирова (1914); проф. каф. сравнительного языковедения ун-та в Екатеринославле (Днепропетровск) (1918–21), Высшего литературно-художественного ин-та (1921–24). Грамматическая концепция П. складывалась на основе принципов школы Ф.Ф. Фортунатова, однако существенное влияние оказали также идеи А.А. Потебни. Среди проблем и понятий, получивших оригинальное истолкование в трудах П., были принципы системного подхода к языку; разграничение психологических и языковых категорий; методика эксперимента в грамматике и стилистике; «смысловая сторона речи» и грамматика; значение и форма (слова и словосочетания), системное представление грамматических категорий (их значения и структуры); учение о предметности и сказуемости; понятия слова, лексемы (термин введен П.); фразы; синтагмы; описание интонации в синтаксисе; функциональное истолкование понятия речевого стиля. С именем П. связано раскрытие системы языкового представления выражаемого содержания, выявление специфики языковых значений в сфере грамматики. Труды П. оказали влияние на формирование структурных и функциональных направлений лингвистического исследования, сохранили свою актуальность для проблематики когнитивной лингвистики, для разработки функциональных аспектов грамматики, для теории грамматических значений (многообразие типов «объединения форм со стороны значения» «при помощи: 1) единого значения; 2) единого комплекса однородных значений; 3) единого комплекса разнородных значений, одинаково повторяющихся в каждой из форм»).

С о ч.: Русский синтаксис в научном освещении. М., 1914; Школьная и научная грамматика. Опыт применения научно-грамматических принципов в школьной практике. М., 1914; Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика. М. ; Л., 1925; Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М. ; Л., 1930.

Годы жизни

1878 - 1933

Исторический этап

Второй МГУ

Проект Музея истории МПГУ
Автор проекта – Т.К. Жаров
© Музея истории МПГУ, 2012 г.
Замечания и предложения по биографиям учёных МВЖК-2-го МГУ-МГПИ-МГПИ им. В.И. Ленина-МПГУ просим направлять по адресу: museum@mpgu.edu

Учёные МПГУ