Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

АКТУАЛЬНО. ПРИЁМНАЯ КАМПАНИЯ 2020

Пинкевич Альберт Петрович

ПИНКЕВИЧ  Альберт Петрович (5.1.1884, дер. Урунда, Башкирия –  25.12.1937, Москва) – педагог; организатор высшего педагогического образования; д-р педагогических наук (1935); проф. (1918); ректор 2-го МГУ; декан педагогического факультета (1924–26), зав. каф. истории педагогики; зав. каф. общей педагогики; зав. каф. педагогики МГПИ (1936–37).

Закончив гимназию в Уфе, стал студентом естественного отделения физ.-мат. факультета Казанского ун-та, кот-й окончил с дипломом I степени (1909). С 1909 по 1917 прошел путь от наставника естествознания, физики и сельского хозяйства в учительской семинарии и кадетском корпусе Вольска до преподавателя естествознания и методики естествознания в Тенишевском училище, Петроградской учительской школе и на Высших педагогических курсах Фребелевского общества. Педагог-теоретик и практик, сыгравший важную роль в подготовке новых педагогических кадров. По инициативе П. при поддержке А.В. Луначарского в 1918 был открыт 3-ий Петроградский педагогический ин-т (ныне РГПУ им. А.И. Герцена), на протяжении ряда лет  П. был его ректором. В 1921–22 находился в Екатеринбурге с заданием Наркомпроса организовать Уральский ун-т. Стал первым ректором этого вуза и инициатором открытия педагогического факультета. Определял педагогику как социально-биологическую и прикладную науку, воспитание рассматривал как содействие развитию прирожденных свойств человека. Уделял большое внимание развитию восприятия и представлений ребенка, памяти, воображения, мышления. Разрабатывал проблемы влияния социальной среды на формирование личности, организации учебного процесса в советской школе, самоуправления детского коллектива, трудового воспитания. В 1930-х взгляды П. по многим теоретическим вопросам изменились: подчеркивая самостоятельность педагогической науки, указывал на связь ее со смежными дисциплинами, прежде всего с логикой, психологией и физиологией высшей нервной деятельности. Положил начало созданию педагогики высшей школы. При проведении годичного пропедевтического курса «Введение в педагогику» знакомил студентов с методологическими основами современной науки, раскрывал сущность основных педагогических понятий, затрагивал роль учителя в трудовой школе, методы педагогики и ее связи с др. науками. Курс служил подготовке студентов к последующему восприятию знаний по психолого-педагогическим дисциплинам, способствовал формированию их профессионально-педагогической направленности. В 1925 опубликовал учебное пособие «Введение в педагогику», выдержавшее четыре издания и ставшее одним из первых руководств по педагогике для высших педагогических учебных заведений страны. С 1927 для всех отделений педагогического факультета читал курс «Педагогика». Программа была разбита на две части. В первой освещались вопросы теоретической педагогики в области воспитания, образования и обучения; организации народного образования. Вторая была посвящена истории педагогики. Читал лекции по истории педагогики, кот-е внесли большой вклад в развитие этой отрасли педагогического знания. Создал актуальное для тех лет пособие «Краткий очерк истории педагогики». Автор первой советской «Методики начального курса естествознания» (1914, 1922). Считал, что основные цели изучения естествознания в школе – выработка науч. понимания природы, развитие логического мышления, способность к самостоятельной работе, нравственное и эстетическое воспитание учащихся. Детально разработал методику проведения опытов, наблюдений, экскурсий. Одним из первых начал  создавать учебные пособия по педагогике, основанные на марксистской методологии.

Автор 300 науч. работ, а также учебников, хрестоматий по теории и практике педагогики, переведенных на иностранные языки. Редактор, автор 7 статей отдела «Педагогика и народное образование» в Большой советской энциклопедии (1930–37), чл. редакционной коллегии серии «Жизнь замечательных людей» (1933). В течение жизни занимал множество административных и общественных постов (зам. А.М. Горького по высшим учебным педагогическим заведениям в Комиссии по улучшению быта ученых, руководитель Комиссии в 1920–23, руководитель Американского ин-та в Москве в 1935–36, чл. первого состава ВАКа 1935 и др.).

С о ч.: Основы советской педагогики: рабочая книга для педтехникумов. М. ; Л., 1929; Педагогика: опыт марксистской педагогики. Общая часть. Дошкольный возраст. 3-е изд., испр. и доп. М., 1926; Краткий очерк истории педагогики. Харьков, 1927; Народное просвещение за рубежом / Серия монографий под общ. ред. А.П. Пинкевича. Вып. 1. М., 1936.

“Пинкевич Альберт Петрович – директор 2-ого МГУ (1924 – 1930)”.

Годы жизни

1884 - 1937

Исторический этап

Второй МГУ

Проект Музея истории МПГУ
Автор проекта – Т.К. Жаров
© Музея истории МПГУ, 2012 г.
Замечания и предложения по биографиям учёных МВЖК-2-го МГУ-МГПИ-МГПИ им. В.И. Ленина-МПГУ просим направлять по адресу: museum@mpgu.edu

Учёные МПГУ