Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Романов Николай Ильич

РОМАНОВ Николай Ильич (27.7.1867, Москва – 17.6.1948, Москва) – историк искусства, музейный деятель; д-р искусствоведения (1936), проф., Заслуженный деятель науки РСФСР (1945).

В 1889 окончил истор.-филолог. факультет Императорского Московского ун-та (ИМУ), в 1889−1900 изучал историю искусства под руководством И.В. Цветаева; с 1900 – магистр теории и искусства истории. В 1900−01 продолжал занятия в Бонне и Берлине, слушал лекции Г. Лешке, А. Голдшмидта, Г. Вёльфлина и др., изучал музеи Западной Европы. В 1900−18 (с перерывами) преподавал в ИМУ, сначала в качестве приват-доц., с 1917 – доц., с 1918 – в звании проф. В 1907−08 способствовал организации на истор.-филолог. факультете отделения теории и истории искусства. В 1909 избран проф. Московского археологического ин-та, в 1911 – МВЖК и Московского городского народного ун-та им. А.Л. Шанявского. Специалист по старому европейскому, гл. обр., итальянскому, искусству. Благодаря Р. изучение западноевропейского искусства оформилось в строгую науку. С 1898 состоял чл.-соревнователем и помощником секретаря Комитета по устройству Музея изящных искусств при ИМУ, помогал И.В. Цветаеву в отборе памятников для копирования в зарубежных музеях. В 1910−23 – хранитель отделения изящных искусств и классических древностей Московского Публичного и Румянцевского музея; провел реорганизацию работы этого отделения, введя согласно западноевропейской музейной практике науч. принцип в систему экспонирования (в част. в зале произведений А.А. Иванова). По его инициативе и под его руководством было начато регулярное приобретение западноевропейских, русских и советских гравюр, что положило начало созданию самого полного в стране собрания отечественной графики. В 1923 в связи с ликвидацией Московского Публичного и Румянцевского музея и передачей части его художественных собраний в Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ) возглавил последний. Именно в эти годы в результате национализации частных коллекций и перераспределения музейных ценностей в музей поступило значительное количество картин западноевропейских художников, в отборе кот-х Р. принимал активное участие. Под его руководством была создана первая науч. экспозиция картинной галереи, детально разработаны принципы науч.-охранного учета музейных коллекций. По его же настоянию гравюрное отделение Московского Публичного и Румянцевского музея и его науч. библиотека были целиком переданы в ГМИИ. В музее была налажена науч. популяризация и заново организовано издательское дело. С 1924 – действит. чл. Российской ассоциации НИИ общественных наук. Стремление к популяризации сочеталось у  Р. с отношением к музею как к важному науч.-просветительскому центру. Свои соображения о месте художественного музея в жизни общества Р. впервые изложил в брошюре, посвященной Музею изящных искусств, написанной за 4 года до его открытия. В первые послереволюционные годы ряд его выступлений в печати был посвящен вопросам музейного строительства, в частности созданию местных (краеведческих) музеев. В 1925−27 редактировал бюллетень ГМИИ «Жизнь Музея», где помещал статьи о реорганизации Музея изящных искусств, проводимой в связи с изменением его профиля, о работе с детьми, лектории музея и т.д. В 1927 в связи с происшедшей в ГМИИ кражей картин был необоснованно обвинен органами ГПУ в халатном отношении к хранению и растратах. Несмотря на протесты художественной общественности, Р. был вынужден в 1928 подать в отставку. В 1930−34 работал библиотекарем-архивистом в Гипроцветмете, с 1934 в качестве науч. консультанта и ред. участвовал в специальном изд. издательства «Изобразительное искусство» (ИЗОГИЗ), в 1935−38 – науч. сотрудник Академии архитектуры. С 1939 – чл. Ученого Совета, с 1940 – проф.-консультант ГМИИ. С 1938 – проф. Ин-та философии, литературы и истории, с 1941 – проф. каф. теории и истории искусства Московского государственного ун-та, где вел курс по описанию и анализу памятников; с 1944 – ст. науч. сотрудник Ин-та истории искусства АН СССР.

Ученики: Б.Р. Виппер, М.Н. Фабрикант, А.А. Сидоров, Д.С. Недович, В.А. Фаворский, В.Н. Лазарев, М.В. Алпатов, М.З. Холодовская, Н.И. Брунов и др.

С о ч.: Донателло. (Из истории итальянского искусства XV века). М., 1901; Московская Румянцевская галерея. М., 1905; А.А. Иванов и значение его творчества. М., 1907; Музей изящных искусств в Москве // Записки Московского археологического института. 1910, т. 7; Румянцевский музей. Каталог картинной галереи. М., 1912; Местные музеи и как их устраивать. М., 1919; Реорганизация Музея изящных искусств // Жизнь музея. 1925, № 1; Рафаэль, 1483−1520. М. ; Л., 1946.

Годы жизни

1867 - 1948

Исторический этап

МВЖК

Учёные МПГУ