Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Рыбникова Мария Александровна

РЫБНИКОВА Мария Александровна (20.2.1885, ст. Александровка Раненбургского у. Рязанской губ. – 3.6.1942, Свердловск) – педагог, методист по русскому языку и литературе.

Училась в Московском Мариинском училище (1894–1903). После года работы в начальной школе поступила на МВЖК на историко-философский факультет по отделению русской литературы. По окончании преподавала русский язык и литературу в 1-ой женской гимназии Вязьмы (1909–17). С 1918 работала в Опытно-показательной школе (Подмосковье, Малаховка), в 1923–28 – в Московском педагогическом техникуме им. Профинтерна. В 1924–31 преподавала во 2-ом МГУ. Работала в Государственном педагогическом ин-те им. К. Либкнехта, Ин-те методов внешкольной работы, Ин-те науч. педагогики, Программно-методическом ин-те, Ин-те школ Наркомпроса РСФСР и др. учебных и науч.-исслед. учреждениях. В 1941 была эвакуирована в Свердловск, где стала читать курсы по методике, стилистике, устной народной поэзии в Свердловском педагогическом ин-те.

Рано проявила интерес к проблемам теории и практики школьного преподавания русского языка и литературы. Во время работы в Вязьме разрабатывала новые методические идеи, с кот-ми выступила на I Всероссийском съезде словесников зимой 1916–17. После этого выступления имя Р. стало широко известно среди педагогов России. О задачах работы по развитию речи говорила в публикациях 1920–30-х. Считала, что сочинения, создаваемые детьми, – это способ самовыражения, самопознания. С помощью сочинений осмысливается и усваивается содержание изучаемого художественного произведения. В одной из последних статей подчеркивала, что работа, направленная на обучение школьников умению писать сочинения, является одним из самых активных и результативных методов воспитания. В содержание работы по развитию речи школьников включала обогащение речи, обучение выбору языковых средств, написание сочинений и пересказ текстов. Признавая важность всех школьных дисциплин в деле обогащения речи детей, подчеркивала роль учителя-словесника, кот-й по-своему обрабатывает и обогащает учебный материал.

С о ч.: Изучение родного языка. 1921; По вопросам композиции. М., 1924; Современная и классическая литература в школе. М. ; Л., 1927; Загадки. М. ; Л., 1932; Введение в стилистику. М., 1937; Очерки по методике литературного чтения / 3-е изд. М., 1963; Избр. труды. М., 1958.

Рыбникова Мария Александровна в разделе “Выпускники МПГУ”

Годы жизни

1885 - 1942

Исторический этап

Второй МГУ

Учёные МПГУ